Преступность среди социальных подсистем - Профилактика

    Содержание материала

    Профилактика

    При организации практической работы по борьбе с противоправным поведением выявленная взаимосвязь социальной среды и личности требует особого внимания к двум моментам: влиянию различных неформальных групп на правосознание людей, совершающих противоправные поступки; влиянию микросоциальной среды на сознание и поведение каждой личности.88

    Виктимность отдельного лица всегда реализуется в ситуации, оказавшейся для этого достаточной.8' Виктимность членов христианских организаций относительно сатанинских является довольно высокой, поэтому правоохранительным органам следует учитывать данное обстоятельство при профилактике негативной деятельности сатанинских организаций, а также необходимость защиты от них лиц, склонных к суициду.

    Такие потенциальные потерпевшие относятся к числу пассивных, хотя и способных в большинстве случаев к сопротивлению, но не оказывающих его по религиозным соображениям.''0 Разумеется, необходимо учитывать и то, что значительную часть пассивных потерпевших составляют несовершеннолетние (а относительно данного исследования — потерпевшие от преступных действий антисоциальных религиозных организаций, предусмотренных ст. 126, 131— 135, 150-153, 156 Уголовного кодекса Российской Федерации). Меры специального предупреждения в этих случаях целесообразнее направлять на источники опасности, на лиц и группы, от которых ожидаются подобные действия, а также — на устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.^

    Достаточно оснований предполагать, что одной из основных причин высокой латентности деяний, совершаемых религиозными

    88         Сальников В. П., Федоров В. Т. Убеждение и принуждение в деятельности ОВД. J1., 1989. С. 35.

    89             Ривман Д. В. 1) Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975. С. 14; 2) Виктимология. СПб.: Издательский дом «Питер», 2001.

    90         Ривман Д. Виктимологическая типичность. Классификация потерпевших от преступления (часть 2) II Криминальный вестник. № 15-16. 1998. С. 10; РивманД. В- Устинов В. С. Виктимология. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000.

    91      РивманД. В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975. С. 121-128.

    формированиями, является недостаточная подготовленность оперативных и следственных работников к выявлению подобных групп и \ становлению религиозных мотивов преступлений, а также — высокий уровень конспирации и сплоченности таких формирований, члены которых в большинстве случаев сознают противоправность и

    наказуемость своих действий.

    В отечественной науке имеется уже определенный опыт выявления общественно опасных действий, присущих религиозным преступным организациям. Так, С. В. Познышев выделяет следующие виды религиозных деликтов: i) умышленное принуждение к принятию, непринятию или отречению от каких-либо верований; 2) нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований (совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере); 3) нарушение свободы культа; 4) принуждение указанными выше средствами совершить или не совершить какое-либо действие, относящееся к культу, участвовать или не участвовать в совершении 92

    такового.

    Ю. В. Тихонравов дает следующую классификацию преступлений на религиозной почве: 1) религиозные преступления; 2) нарушения законодательства о религиях (посягательства на свободу вероисповеданий и тому подобное); 3) общеутоловные преступления, совершаемые по религиозным мотивам; 4) общеуголовные преступления, совершаемые под видом следования религиозным мотивам (в том числе под видом осуществления свободы вероисповеданий, под видом исполнения религиозных обрядов и т. п.).<в

    В выявлении, познании и профилактике деятельности религиозных формирований правоохранительным органам не обойтись без специалистов, имеющих знания и опыт в вопросах обнаружения деструктивных направлений соответствующей религии по специфическим признакам, в том числе характеризующим и общественно опасный характер деятельности приверженцев таких направлений. Значительный опыт по данным вопросам накоплен Русской Православной Церковью, представители которой не откажут правоохранительным органам в необходимой консультации и даже в проведении экспертизы.

    Подробнее см.: Познышев С. В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М., 1906. С. 134,181-195. " Тихонравов Ю. В. Судебное религиоведение. М., 1998. С. 162.

    На групповом уровне профилактики следует создавать условия для осуществления миссионерской деятельности в различных элементах микросреды (семейном, трудовом, учебном, воинском коллективах и т. д.), в том числе для организации препятствий распространению в этих сферах влияния религиозных организаций антисоциальной направленности.

    При реализации мер специально-криминологического характера в отношении лиц и элементов микросреды, оказавшихся в сфере влияния преступных религиозных формирований, все эти мероприятия должны осуществляться комплексно, наряду с мерами общесоциального характера. Их эффективность может быть повышена, если параллельно удастся получить поддержку христианских организаций.

    На региональном уровне при осуществлении мер профилактики следует учитывать местные особенности, такие, например, как уровень религиозности населения, приверженность к тем или иным религиозным верованиям и организациям, влияние деструктивных религиозных формирований, количество церковных приходов и их посещаемость, возможности зарегистрированных в регионе и других позитивных религиозных формирований.

    В необходимых случаях следует принимать во внимание наличие международных связей религиозных формирований (ст. 13 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), в том числе преступных. В борьбе с ними могут быть исследованы и использованы возможности известных и влиятельных религиозных организаций позитивной направленности, действующих в ряде стран, например, получение полезных консультаций.

    В последние годы открылись перспективы для сотрудничества с правоохранительными органами государств, где названные формирования также функционируют, и где, возможно, накоплен значительный опыт борьбы с ними, а также имеется и может быть предоставлена дополнительная информация, позволяющая раскрыть и пресечь их преступную деятельность. Кроме того, с коллегами из правоохранительных органов других стран могут проводиться совместные операции, соответствующие характеру деятельности определенной преступной организации и адекватные ей.^6

    Правоохранительные органы в силу своих специфических функций, возможностей и приоритетов в решении основных задач осуществляют весьма различное воздействие на конфессиональную политику в целом и на деятельность религиозных объединений, в частности. Их взаимодействие на данном направлении прослеживается очень незначительно, что является, пожалуй, главной причиной несвоевременного выявления и пресечения деятельности религиозных формирований криминогенного характера.

    В случаях обращений с исками органов юстиции о ликвидации религиозной организации, а религиозных объединений — с исками об отказе в их регистрации органами юстиции федеральные суды действуют в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, принимая решения, как правило, в пользу конфессий97. В судебной деятельности можно обнаружить некоторое опосредованное ограничение права на свободу совести лишь в многочисленных фактах затягивания процесса разрешения подобных вопросов. Но и в этом трудно усмотреть предвзятое отношение к конфессии, поскольку волокита является характерным признаком судебной деятельности последних лет, независимо от категории рассматриваемых вопросов.

    По данным обследованного нами подразделения по делам религиозных объединений Главного управления Министерства юстиции

    1 Подробнее см.: Касторская Е. В. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью II Преступность и закон. Тезисы конференции. М., 1996.

    С 120-121.

    Подробнее см.: Касторская Е. В. Криминологическая характеристика деятельности Религиозных объединений в России... Дис. ...канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 257- 258; Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М.: Республика, 1999; Гордиенко Н. С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. СПб.: Лимбус-Пресс, 2000.

    1 -'Шва б

    Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в случае отказов в регистрации или перерегистрации религии озных объединений их представители обращаются в Октябрьский федеральный суд Санкт-Петербурга, где, как правило принимаются решения в пользу конфессий, которые затем регистрируются органами юстиции; остальные вливаются в централизованные организации, открывая затем в Санкт-Петербурге свои представительства, не нуждающиеся в регистрации органами юстиции субъекта Российской Федерации. Последнее более распространено на периферии, нежели в Москве и Санкт-Петербурге. Аналогичную информацию дали сотрудники обследованного нами отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ;

    По данным сотрудников обследованных нами органов юстиции субъектов Российской Федерации, отделы общего надзора региональных прокуратур периодически обобщают жалобы граждан на отдельные религиозные организации и направляют в органы юстиции представления о необходимости перепроверки законности регистрации этих организаций. Обследование названных отделов показало, что его сотрудники по личной инициативе не занимаются выявлением фактов незаконной деятельности конфессий.

    Последнее относится непосредственно к функциям органов юстиции на местах. Так, в соответствии с п. 9 и 10 ст. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954, даже названный федеральный орган исполнительной власти уполномочен: направлять в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о представлении их распорядительных документов; направлять своих представителей для участия в мероприятиях этих объединений и организаций.^8

    В структуру органов Министерства юстиции Российской Федерации входят органы и учреждения исполнения наказаний. В соответствии со ст. 14 и 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным обеспечивается право на свободу совести и вероисповеданий. При этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

    Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. К осужденным к аресту или к лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, для чего администрация выделяет соответствующие помещения.

    К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

    При обследовании следственного изолятора № 1 (учреждение ИЗ-45/1) установлено, что среди осужденных к лишению свободы активную работу проводят священнослужители РПЦ и некоторых протестантских конфессий, распространяя литературу, проводя беседы, оказывая гуманитарную помощь осужденным и материальную помощь учреждению (например, радиофикация помещений камерного типа). Результаты проведенных в указанном учреждении опросов осужденных к лишению свободы показывают, что значительное их число предрасположено к восприятию религиозной информации.

    Об этом свидетельствует и популярность религиозной тематики в татуировках заключенных.

    К числу основных функций региональных органов исполнения наказаний относится организация взаимодействия подразделений уголовно-исполнительной системы в том числе с общественными объединениями, религиозными конфессиями и СМИ."'"

    К функциям органов Федеральной службы безопасности Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и Положение об этой Службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от б июля 1998 г. № 8061Ш относят, в частности, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие: деятельности организованных преступных групп; террористической деятельности; фактов деятельности преступных групп, организаций и отдельных лиц, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 275-280 Уголовного кодекса Российской Федерации, и других), в том числе по религиозным мотивам.

    Органы предварительного расследования в соответствии с нормами уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации во время следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, при наличии к тому достаточных оснований выдвигают версии о совершении преступлений членами религиозных формирований, по религиозным мотивам, принимая меры к выявлению таких мотивов по другим уголовным делам.

    В соответствии с Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, подразделения предварительного следствия и подразделения дознания при наличии достаточных оснований информируют соответствующие государственные органы о нарушении прав несовершеннолетних, недостатках и злоупотреблениях при их воспитании, наличии условий, способствующих совершению ими преступлений, со стороны законных представителей для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия (п. 14 и 19).

    Для обеспечения взаимодействия органов внутренних дел между собой, а также с органами образования, социальной защиты населения, с религиозными и благотворительными организациями, другими субъектами антикриминальной профилактики Положение о Координационно-методическом совете МВД России по профилактике преступлений возлагает на данный Совет организационно- методическое обеспечение (п. ю).10'

    Законодательство об административных правонарушениях обязывает органы внутренних дел и другие правоохранительные органы привлекать к ответственности лиц, нарушающих законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, в том числе оскорбляющих религиозные чувства граждан и оскверняющих объекты их поклонения; лиц, незаконно занимающихся частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо целительством; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление одурманивающих веществ; лиц, не выполняющих законные требования сотрудников правоохранительных органов (ст. 5.26, 6.2, 6.10,17.7 Кодекса Российской Федерации об

    .104 \

    административных правонарушениях).

    В соответствии со ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., при совершении сделок и других нотариальных действий нотариус обязан: оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов; разъяснять им права и обязанности; предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред; отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия закону или международному договору.1'^ Эти предписания призваны защитить в том числе и тех граждан, которые подвергаются незаконному воздействию деструктивных и оккультных сформирований религиозной направленности. При выявлении такого воздействия и отказу от оформления сделки нотариусу целесообразнее сообщить соответствующим правоохранительным органам о подобном факте.

    В соответствии со ст. 20-21, 219, 230-233 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы призваны воспрепятствовать ввозу в Российскую Федерацию предметов религиозного культа и литературы экстремистского характера, подрывающих безопасность государства.

    "Там же. С. 18-21.

    ' Российская газета. 2001. 31 дек. С. 5, 9. 106 Там же. 1993. 13 марта.

    В соответствии со ст. 8-19 Закона Российской Федерации «О безопасности», перечисленные правоохранительные органы от. носятся к системе сил обеспечения безопасности, в которую ст. 8 названного Закона также включает общественные и иные организации и объединения и граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом 1 ' Следовательно, в ряде случаев к числу таких субъектов могут быть отнесены и религиозные организации.

    Обеспечение взаимодействия указанных субъектов наряду с другими функциями ст. 4 и 7 Положения о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией10? возложено на указанную Комиссию.

    Анализ нормативной базы деятельности правоохранительных органов в противодействии религиозному экстремизму и распространению влияния незаконных религиозных объединений в целом свидетельствует о недостаточной конкретизации соответствующих положений, регламентирующих такую деятельность. А в силу отмеченной разобщенности названных субъектов и формального характера деятельности координирующих органов названная деятельность является наименее эффективной.


    Please publish modules in offcanvas position.