Преступность среди социальных подсистем - Религиоведческая экспертиза

    Содержание материала

    Религиоведческая экспертиза

    позволяет решать ряд вопросов гражданско-правового, экономического и уголовно-процессуального характера. Она позволяет проводить профилактику преступлений на религиозной почве, в том числе выявить религиозный мотив в расследовании и раскрытии преступлений. При этом следует иметь в виду, что запрет на исповедание какой-либо веры не должен являться результатом религиоведческой экспертизы ни при каких обстоятельствах. В отдельных случаях может быть запрещено лишь организованное вероисповедание, т. е. учреждение и функционирование соответствующих организаций, пропаганда вероучения, отдельные формы культа и т. д. Роль государственных ведомств в этом вопросе также заключается в организации разъяснений в СМИ, гласного и негласного надзора за представителями вероисповедания, чтобы их частное дело не превратилось в организованную и массовую антиобщественную силу.®5

    Неправильная правовая оценка контролирующих и надзирающих инстанций, в том числе прокуратуры, приводит к распространенным нарушениям действующего законодательства: с одной стороны, своевременно не выявляются криминально-ориентированные религиозные формирования (как было с «Великим Белым Братством» — ЮСМАЛОСом, Аум Сенрике и рядом сатанинских объединений), с другой — преследуются организации позитивной направленности (например, в Головинском межмуниципальном федеральном суде г. Москвы в течение нескольких лет рассматривается дело по иску прокуратуры того же округа о прекращении деятельности организации «Свидетели Иеговы», хотя и безрезультатно ).

    При обследовании подразделений Комитета по образованию Санкт-Петербурга обнаружено отрицательное отношение их руководителей к работе религиозных организаций в школах и других образовательных учреждениях. Руководители системы образования я в других регионах считают нежелательным появление представителей концессий в школах и дошкольных учреждениях.

    Широко трактуя положения законодательства Российской Федерации об образовании, касающиеся создания и деятельности религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сотрудники органов образования, ссылаясь на письма граждан из образованных гражданами антирелигиозных формирований под предлогом защиты семьи и личности, составляют и направляют в образовательные учреждения инструкции о недопустимости в этих учреждениях деятельности конфессий в какой- либо форме.

    В региональных комитетах по делам семьи, детства и молодежи, осуществляющих контроль за положением дел в социально- реабилитационных центрах и приютах, несколько иной подход к деятельности конфессий в опекаемых учреждениях. Впрочем, в руководящих органах системы образования в ряде случаев все же делаются исключения для представителей РПЦ.8?

    Достаточно четко регламентировать взаимоотношения между религиозными объединениями и государственными ведомствами различного уровня и сферы обеспечения деятельности не может ни один нормативный правовой акт, поэтому характер таких взаимоотношений во многом зависит от мировоззренческих установок чиновников, среди которых, по результатам наших опросов, 43,5% составляют атеисты.

    Задача государственных субъектов профилактики негативных явлений религиозного характера состоит не только в своевременном предотвращении распространения таких явлений, но и в нормализации государственно-религиозных отношений. Легитимизация религиозных объединений позитивной направленности и создание благоприятных условий для их деятельности государственными органами способствуют распространению мировоззренческих установок, имеющих криминологическое значение. Вместе с тем это способствует выработке правильной религиозной ориентации и препятствует распространению влияния религиозно-экстремистских формирований криминогенного характера.


    Please publish modules in offcanvas position.