Преступность среди социальных подсистем - Феномен СМИ

    Содержание материала

    Феномен СМИ

    Как известно, в основу охранительной функции положены запрещающие юридические нормы. Феномен СМИ, введенный в модель предписываемого поведения, содержащегося в такой норме, выполняет две основные специально-юридические функции:

    1. Феномен СМИ проявляется в установлении состава правонарушения, т. е. выступает специфическим (факультативным) признаком любого из четырех обязательных его элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

    1.1.   В отношении объекта как определенного рода общественных отношений, социальных ценностей юридическое значение феномена СМИ может быть охарактеризовано следующими признаками:

    —   правом граждан на получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций, должностных лиц (ст. 38 Федерального закона «О средствах массовой информации»);

    —   правом на ответ гражданина или организации, в отношении которых в СМИ были распространены сведения, не соответствующие действительности, либо ущемляющие их права и законные интересы (ст. 46 Закона о СМИ);

    —   правом на свободу СМИ (законную деятельность учредите* лей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов), закрепленного в ст. 58 Закона о СМИ, и др.

    1.2.    В объективной стороне правонарушения феномен СМИ выступает как элемент внешнего проявления правонарушения. Например, при распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство лица, или подрывающих его репутацию в СМИ, необходимо, в частности, учитывать:

    —   наличие активного действия, выраженного в распространвз нии заведомо ложных сведений, т. е. не соответствующих действительности;

    —   наличие соответствующего, т. е. содержащего клевету, произведения (продукции СМИ), опубликованного в газете, теле-, радиопрограмме;

    —   наличие морального вреда (нравственно-психические страдания, переживание физической боли).

    1.3.    В отношении субъекта правонарушения феномен СМИ просматривается в качестве признака, характеризующего лицо как специального субъекта правонарушения.

    Например, только аккредитованный журналист может быть лишен аккредитации (в случае, если он или редакция СМИ нарушили правила аккредитации или распространили не соответствующие действительности сведения, которые порочат честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста (ст. 48 Закона о СМИ).

    1.4.    В субъективной стороне правонарушения феномен СМИ реализуется как признак, через который выражается отношение виновного лица к правонарушению.

    Например, при оценке обстоятельств, относящихся к факту опубликования в СМИ ложных сообщений о потерпевшем, важно установить: а) что виновный заведомо осознавал ложность сообщаемых им сведений, б) что эти сведения порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию и в) желал делать это.

    В правоприменительной практике при определении характерных признаков элементов состава правонарушения такого рода (посягательство на неимущественное благо) возникает множество трудностей, связанных прежде всего: а) с определением факта причинения морального вреда, б) с оценкой характера и степени морального вреда, в) с оценкой размера его компенсации в денежной Форме.

    Таким образом, специально-юридическое предназначение СМИ Реализуется через каждый из обязательных элементов состава правонарушения (см. рис. 3), как бы разделяя ту правовую силу, которой обладает определенная в юридической норме совокупность юридических средств.

    В зависимости от того, в какую норму права входит феномен МИ в качестве ее составляющего признака, определяется и харак- ТеР юридической силы, которую они выражают:

    —управомочнвающнй, например, в п. 3 ст. 152 ГК РФ закреплена норма, в соответствии с которой гражданин имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации, в которых опубликованы сведения, ущемляющие его права илц законные интересы;

    —          обязывающий, например, в п. 2 ст. 152 ГК РФ закреплена норма, предписывающая редакции обязательное опубликование опровержения распространенных в ее СМИ сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина;

    —   запрещающий', например, в соответствии со ст. 5. 6. КоАП РФ, нарушать права представителя средства массовой информации (освещающего работу избирательной комиссии).

    Но, как справедливо отмстил С. А. Комаров, такое деление норм условно. В процессе пх реализации права и обязанности действующих субъектов всегда соотносятся друг с другом59. Например, обращаясь к приведенному выше примеру об управомочпвающей норме, закрепленной в п. 3 ст. 152 ГК РФ, следует отметить, что право гражданина на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации в то же время корреспондирует, хотя и не содержащуюся в этой статье, юридическую обязанность этих СМИ (пх редакцию) опубликовать его ответ.

    В зависимости от места и роли феномена СМИ, введенного в правовую норму, СМИ (его представители) выступают:

    —   в одном случае как субъект правонарушения; например, не- предоставленпе возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ); «злоупотребление правами журналиста» (ст. 59 Закона о СМИ);

    —  в другом случае — как объект правонарушения; например, в С1учае противоправного посягательства на СМИ в целях ущемления их свободы (ст. 58 Закона о СМИ) или посягательства на охраняемые законом отношения, связанные со СМИ;

    —  в третьем — как способ (в широком значении этого слова: Как метод и средство или орудие) совершения правонарушения; например, в случае использования СМИ при осуществлении призывов к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 280 УК РФ).


    Please publish modules in offcanvas position.