Преступность среди социальных подсистем - С момента возникновения ислама

    Содержание материала

    С момента возникновения ислама

    в соответствии с его вероучением разрабатывались предписания, регламентирующие государственную и экономическую деятельность, взимание налогов с мусульман и иноверцев, нормы морали и этики, поведение верующих и порядок жизни общины. Уже ранние источники ислама (Коран и Шариат) охватывали до мельчайших деталей вопросы различных сторон жизни и деятельности государства, общества, отдельного человека. Подобной регламентации нет ни в одной мировой религии.75» Источниками шариата и фикха (мусульманского права) являются: 1) Коран, 2) Сунна, 3) кияс (аналогия), 4) иджма (согласованное

    Справочник по исламу / Под ред. В. Б. Герасимова. Саратов, 1998. С.11. Л Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. С. 141-143.

    Керимов Г. М. Учение ислама о государстве II Мировой опыт государственно- церковных отношений. Учебное пособие / Под общ. ред. Н. А. Трофимчука. М : РАГС, 1998. С. 207-209.

    мнение крупных правоведов и богословов), 5) фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), б) адаты (традиции и обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам). При этом данную иерархию нормативных актов пронизывает основополагающее требование: Корану и Сунне не должны противоречить все прочие источники.?6

    Согласно политической теории ислама, правительство должно быть справедливым. Это признается главным правилом в его обязанностях по отношению к Богу. Если правитель приказывает делать то, что противно религиозным заветам, то подчиненные не обязаны слушаться его. Порочность и несправедливость такого правителя лишает подданных возможности вести праведную жизнь. При этом предпочтение отдается совещательной форме правления перед индивидуальной, что зафиксировано в Коране и Шариате. Правитель в исламском учении о власти и управлении должен быть «справедливым, благородным, богобоязненным и любить своих подданных».77

    В мусульманских странах и в России в последнее время активно используется толкование положений Корана и Сунны о нации и гражданстве: «исламская нация» — это умма (народ) в понимании единой веры ислама, что является сильным фактором интеграции, нивелирования этнических различий. Законы ислама призывают к терпимости в отношении иноверцев, гарантируя защиту жизни, имущества, права людей любого вероисповедания, живущих в мусульманской стране и находящихся под ее защитой и покровительством.

    В традиционных исламских странах, где ислам сохраняется в качестве официальной идеологии, и даже там, где религия отделена от государства, например, в Узбекистане, Азербайджане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане, Казахстане, очень заметна тенденция взаимосвязи ислама со всеми структурами государственного строя. Духовенство в этих странах поддерживает правительство, а богословы обосновывают канонами ислама новые преобразования.

    В тех частях России, где население традиционно исповедует ислам (Татарстан, Башкортостан, республики Северного Кавказа, компактные мусульманские общины в крупных городах России), происходит исламизация общественной жизни. Для мусульман ислам является фундаментом образа жизни, мышления, государственного строя, права, цивилизации десятков народов.7»

    77 Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. 1978. С. 4.

    Керимов Г. МУчение ислама о государстве. С. 212.


    Идеи мусульманского единства очень популярны среди мусульман России. Ислам входит в структуру национального самосознания народов России, исповедующих его. Он является одним из этнооб- разующих факторов на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье народы которых считают мусульманство своим национальным атрибутом. Так, в Дагестане имеется более 30 малых и больших этнона- циональных групп, считающих ислам своей национальной религией, причисляя себя к семье общемусульманской уммы.               i

    Ислам не признает расовых различий и превосходства одного народа, нации, этнической группы над другими внутри ислама. Пророк Мухаммад говорил: «Нет предпочтения белому перед черным, кроме их набожности и благородных поступков; нет предпочтения арабу над не арабом, почтенье только благочестивым — набожным».

    Ни религиозная, ни национальная принадлежность не служат причиной возникновения конфликтов. В их основе лежат социально- экономические и политические причины. Но нельзя недооценивать роль религиозного фактора в межнациональных отношениях, особенно в межличностных и семейно-бытовых. Развитие межнациональных отношений требует учета всех факторов, влияющих на эти отношения, в том числе и религиозных.

    Длительный опыт развития в России этих отношений показывает, что традиционно существующие на ее территории мусульманские конфессии не противостоят государственной власти, напротив, выступают в качестве идеологической опоры. Духовенство призывает верующих не ввязываться в конфликты, проявлять покорность властям. Это свидетельствует о криминологическом значении основ вероучения, прежде всего — Корана, т. е. Священного Писания, истинные последователи которого являются законопослушными гражданами в том государстве, где они постоянно проживают.81


    Please publish modules in offcanvas position.