Преступность среди социальных подсистем - 9. Выводы

    Содержание материала

    9. Выводы

    Начавшийся в России еще в советское время в связи резким изменением положения в обществе женщины кризис семейных отношений в переживаемый российским обществом переходный период обострился, в частности, под влиянием экономических трудностей.

    Социальная политика не финансируется соответствующим ситуации образом. Наблюдаемое увеличение сиротства отрицательно сказывается на состоянии правонарушений несовершеннолетних. Насильственные преступления внутри семьи, сексуальные злоупотребления в отношении детей являются ощутимым фактом социальной реальности, ежегодное число наиболее тяжких внутрисемейных преступлений — убийств — составляет несколько тысяч. Резко возрастает доля супружеских убийств, совершаемых женщинами.

    Необходимо добиться, чтобы российская политика противодействия преступности и соответствующая федеральная программа включили в себя криминологическую коррекцию семейных отношений. Координацию этого направления политики целесообразно возложить на соответствующие межведомственные комиссии.

    В уголовную статистику России следует ввести показатели криминогенных семей, преступлений против членов семьи, а также надо установить государственный контроль милицейской статистики посредством опросов населения. Гражданское общество должно информироваться о влиянии семьи на преступное поведение.

    Реакция государства на обусловленные семейным неблагополучием преступления предпочтительно должна носить характер социальной, психологической, образовательной помощи как жертвам преступления, так и лицам, совершающим преступления.

    Целесообразно дальнейшее расширение сети приютов для жертв семейного насилия, а также разработка и осуществление программ помощи людям, оказавшимся вовлеченными во внутрисемейное насилие, находящимся под криминогенным влиянием со стороны семьи, равно как семьям лиц, отбывающих уголовное наказание.

    Необходимо предусмотреть в рамках юридического образования специальность криминолога и способствовать распространению курса семейной криминологии. Есть потребность в поддержке соответствующих научных исследований и образовательных программ. Нужно организовать обучение населения, в том числе детей, разрешению семейных конфликтов без насилия.

    Есть потребность в Законе о предупреждении насилия в семье, как части криминологического законодательства.

    В рамках уголовного законодательства должны быть установлены новые основания для освобождения от ответственности, условного осуждения и условно-досрочного освобождения от наказания: курс психологической адаптации и посредничество при примирении. Целесообразно восстановить освобождение от уголовной от-Я ветственности с применением административного ареста.

    Дальнейшей разработке подлежит вопрос об ответственности за психическое насилие, осуществляемое, в частности, посредством нагнетания страха.

    Введение составов внутрисемейных преступлений не оправдывает себя, подлежит исключению ст. 156 УК РФ об ответственности* родителей за жестокое обращение с несовершеннолетним. Из УК следует изъять следующие отягчающие, в том числе квалифицирующие, обстоятельства: совершение преступления в отношении малолетнего, беззащитного, беспомощного, зависимого лица — как! не отражающие повышенной общественной опасности и противоречащие смягчению наказания за детоубийство.

    В связи с глобальностью проблем семейной криминологии желательно международное сотрудничество прежде всего в нижеследующих направлениях: 1) сравнительное исследование внутрисемейных преступлений; 2) осуществление в каком-либо районе (общине) программы преодоления насилия в семье; 3) преподавание семейной криминологии.


    Please publish modules in offcanvas position.