Преступность среди социальных подсистем - Защита чести, достоинства и деловой репутации

    Содержание материала

    Защита чести, достоинства и деловой репутации

    Обратимся к такой норме гражданского права, которая закреплена в п. 2 ст. 152 ЕК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Названная норма содержит модель нужного поведения: «Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (курсив мой. —Лет.)».

    В данном случае феномен СМИ выражает собой то самое фиксированное свойство объективированного субстанционального правового явления, на которое обратил внимание С. С. Алексеев. Данный феномен относится к определенному фактическому жизненному обстоятельству, предусмотренному в гипотезе нормы.

    Именно с этим юридическим фактом — распространенными в СМИ порочащими гражданина сведениями — связывается возникновение правоотношений, даже «цепь» правоотношений.

    Их юридическое содержание обусловлено признаком СМИ: имеет место субъективное право одного участника отношений на опровержение сведений в тех же СМИ. Имеет место и корреспондирующая юридическая обязанность другого участника опровергнуть эти сведения в тех же СМИ.

    Здесь мы обнаруживаем совокупность ряда правовых средств, в которых массово-информационная форма выражения правовой идеи Как бы выступает связующим их звеном. Через СМИ в данном случае реализуются и юридический (диспозитивного характера) способ обеспечения законных интересов субъекта права, реализации восстановительной функции права, что в итоге обеспечивает защиту неимущественных благ личности.

    Через СМИ как элементарный признак юридической нормы выражается государственная воля (юридическая сила). Действие данного юридического предписания поддерживается государством, обеспечивается принудительной силой судебной власти. Так, в случае уклонения обязанного участника правоотношений от выполнения его юридической обязанности дать опровержение, порядок опровержения устанавливается судом в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 45 Закона «О средствах массовой информации», ст. 152 ГКРФ).

    Аналогичен характер действия механизма правового регулирования в конкретных жизненных обстоятельствах, связанных с опубликованием в средствах массовой информации сведений, ущемляющих права или законные интересы гражданина. В этом случае гражданин приобретает право на опубликование своего ответа в тех же СМИ, а у редакции возникает юридическая обязанность опубликовать этот ответ (ст 43-46 Закона «О средствах массовой информации», ст. 152 ГКРФ).

    Правовое регулирование неимущественных отношений, защита нематериальных благ через СМИ осуществляется в порядке, установленном рядом правовых норм, которые будут рассмотрены ниже. Но главным образом феномен СМИ выступает в качестве фиксированного фрагмента ряда юридических фактов, а, следовательно, и правоотношений с содержащимися в них субъективными правами и Юридическими обязанностями.


    Please publish modules in offcanvas position.