стимуляция жертвы
5. Следующую модель массово-информационного виктимизи- рующего воздействия на неопределенный круг лиц мы определили к&к «стимуляция жертвы» (см. рис. 11).
Настоящая модель в определенной мере напоминает одну из рассмотренных выше аналогичных моделей — «приманку жертвы». Однако, как видно из приведенной схемы, в данной ситуации у субъекта массовой
1 Рис. 11. «Стимуляция жертвы»
информации отсутствует викти- 3 L
мизирующая цель.
Стимулирующее воздействие на жертву осуществляется в силу эксцитативного характера информации, т. е. возбуждающей чувства адресата, особо привлекающей его внимание, вызывающей повышенный интерес к ее содержанию.
Например, информация эротического характера, по нашим наблюдениям, может вызывать двойственный характер. С одной стороны, без учета психологических, педагогических, этических условий восприятие такой информации буквально разжигает Повышенную половую возбудимость, чрезмерную чувственность Эротизм). И это стимулирует субъективную сторону виктимизации.
С другой стороны, информация эротического характера может возбуждать и низменные чувства, вызывать плотские желания. Особенно когда такая информация насыщена порнографией.
6. Таким образом, можно построить и более сложную модель двустороннего стимулирующего массово-информационного воздеи-
ствия — на субъективную сторону и объективную сторону виктимизации (см. рис. 12).
В рассматриваемой модели информационное воздействие на виктимное на преступное поведение может иметь различную степень эффективности что не имеет принципе ального значения. Так, Ж одном случае при ослабленном стимулирующем воздействии на преступника может происходить интенсивное стимулирование жертвы, в другом случае, наоборот, — стимулирование преступника.