Функции средств массовой информации в правовом воздействии
Если к определению функций СМИ подходить исключительно с позиции их юридического статуса (ст. 2 Закона «О средствах массовой информации»), то, очевидно, в этом случае можно было говорить лишь об одной функции — распространение массовойинформации». Все остальные функции обусловливаются не столько техническими средствами информирования общества, сколько субъектами, их использующими.
Рассмотрение этих функций (назовем их функциями феномена массовой информации), в правовом аспекте должно исходить из их «соучастия» со специально-юридическими функциями права. Это означает, что из множества описанных в литературе функций СМИ интерес в данной работе представляют, прежде всего, управомочивающие, регулятивные, охранительные и нормативно-ценностные.
Эти функции, по мнению В. Л. Энтина, одинаково присущи любому социальному институту, а следовательно, и праву, и институту массовой информации.
Сущность учредительных функций СМИ заключается в том, чтобы в большей мере учреждать, т. е. основывать, создавать определенную организацию внешней среды. В контексте настоящей работы — учреждать, основывать правовую организацию социальной жизни.
Регулятивные функции СМИ «создают и воспроизводят стереотипы поведения по поводу и в связи со сбором, распространением и потреблением информации»5'.
Охранительные функции СМИ В. Л. Энтин рассматривает как направленность воздействия СМИ «на сохранение капитализма как социально политической системы путем распространения господствующей идеологии»54.
В отличие от излишне, как представляется, политизированного определения функций СМИ цитируемым автором, в правовой системе, конкретнее механизме ее правового воздействия функци.
Энтин В. Л. Указ. соч. С. 49. 54 Там же. С. 51.
СМИ как бы наделяются правозначнмымн свойствами аналогичных функций правового регулирования в особенности и правового воздействия в целом.
При этом, строго говоря, регулятивное воздействие оказывают не сами СМИ, а их продукция, сущность и содержание которой составляет информация. Однако невозможно представить какую-либо газету без информационного материала — статьи, корреспонденции и т. п., равно как и статью, корреспонденцию — без газеты.
Поэтому «средства массовой информации» в контексте данной главы подразумевают собой и собирательное значение. Но главным содержательным признаком СМИ, конечно же, будет выступать правовая и правозначимая информация.
Учитывая такую органическую связь СМИ с действием права, а именно, реализующего через них, в частности, регулятивную и охранительную функции, зададимся вопросом: следует ли рассматривать СМИ как правовое средство?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к понятию «правовое средство». Оно, в частности, дано в фундаментальном научном издании С. С. Алексеева «Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования». Краткое определение правовых средств автором дается следующее: «Это — объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу». В объяснении С. С. Алексеевым сущности правовых средств следует обратить внимание на такой важнейший их признак, как функциональное предназначение. Правовые средства, по мнению ученого, необходимо рассматривать отнюдь «не с позиций одних лишь нужд юридической практики и в этом отношении объективированных феноменов правовой действительности, а с позиций их функционального предназначения...», т. е. их роли инструмента правового регулирования, средства его оптимизации.
Другой известный ученый-правовед А. В. Малько указывает на следующие признаки правовых средств:
1) эти средства выражают собой юридические способы обеспечения субъектами права своих интересов;
2) в определенном сочетании они выступают в качестве элементов действия права, правового регулирования, правового режима;
3) такого рода средства имеют юридическую силу и поддержи! ваются государством.
Правовые средства имеют различные виды, которые определяются по таким критериям, как отрасль, функция, информационно- психологический критерий — дозволение, льгота, поощрение; обязанность, запрет, наказание .