Преступность среди социальных подсистем - 2. Криминогенный характер псевдорелигиозных явлений

    Содержание материала

    2. Криминогенный характер псевдорелигиозных явлений

    Явление псевдорелигиозных течений присуще всем мировым религиозным движениям уже на ранних этапах их существования. Сектантство в буддизме и псевдобуддизм начали распространяться в Азии в первые века нашей эры. Толчок к их распространению дала «широкая колесница» (махаяна). Усмотреть связь с буддизмом многочисленных направлений и сект можно, только находя общее с отдельными расплывчатыми положениями махаянистских («лотосовых») Священных преданий.

    Формальное отнесение себя к религии переносит данные объединения в разряд псевдорелигиозных. Но в одном этом еще нельзя усмотреть признаки криминогенности и общественной опасности- Вместе с тем их самоотнесение к буддизму подрывает авторитет по' стеднего, в том числе, путем искажения и «размывания» его сущности, не говоря уже о деятельности и деяниях отдельных членов таких объединений. Однако уже само искажение сущности данной мировой религии, имеющей криминологическое значение, и ограничение тем самым ее возможностей по умножению числа законопослушных своих приверженцев является негативным явлением антисоциального характера.

    Современные последователи подобных течений, отвергающие контакты с мирянами, в своей замкнутости от мирского порядка легко могут развить аналогичные бунтарские признаки общественной опасности внутри своей сангхи, что требует осуществления контроля со стороны правоохранительных органов во избежание возможности создания международных преступных псевдорелигиозных сообществ, подобных Аум сенрике и Белому Братству.

    По-новому в современных западных буддистских сектах трактуется и понятие кармы. Оно чаще всего используется тогда, когда речь идет о детерминизме (признании всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений в природе и обществе) или о фаталистическом взгляде на человеческую жизнь. Понятие кармы отождествляется с негативным значением понятия судьбы.12 Предопределением отрицается свобода выбора, подавляется ответственность человека перед обществом: нет смысла вести себя определенным образом, соблюдая законы общества и государства, поскольку участь уже предопределена для каждого и изменить ее невозможно никаким поведением. Подобные воззрения, царящие в молодежных псевдобуддистских формированиях Запада, в своих анархических настроениях легко поддаются криминогенным влияниям и могут приобрести явно выраженную криминогенную направленность в своем отрицании государства и его правовых запретов.

    ЭррикерК. Буддизм / Пер. с англ. Jl. М. Бесковой: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 77-78.

    Псевдобуддизм опасен и тем, что в западном обществе благодаря этим сектантским движениям складываются искаженные представления о ценностях учения Будды, которое в действительности относится к таким учениям, что способствуют успокоению, а не нервному возбуждению, ведут к духовной свободе, а не порабощают ваш дух, помогают устранять преграды между людьми, а не увеличивают их, т. е. к высоконравственным учениям Священных Писаний мировых религий.

    В настоящее время обращает на себя внимание деятельность последователей Карма кагью в России. Так, в 1990-х годах датчанин Оле Нидал создал в России псевдовосточную необуддийскую организацию «Карма кагью дорже линг», апеллируя к одной из тибетских ламаистских сект течения Кагью Миларепы и Кармап (красно- шапочного направления). О. Нидал провозгласил себя законным наследником и учеником последнего, XVI Кармапы, будто бы поручившего ему распространение своего учения в западном мире.

    Знакомство О. Нидала с буддизмом состоялось в конце 60-х годов в Тибете, куда он регулярно приезжал для контрабанды наркотиков. По его словам, когда некий лама возложил на его голову руки, он «прозрел» относительно того, чем занижался до этого: проще, дешевле, безопаснее и эффективнее создать «фабрику наркотика» внутри себя и обучаться, обучая других. Книги О. Нидала «Основы дхармы», «Открытие Алмазного пути», «Наставление по нендро» стали основами вероучения для его последователей. Они представляют собой упрощенное, вульгаризированное подражание ламаистской обрядности. В них проповедуется концентрация на самом себе и личных интересах, превалирующих над интересами окружающих, что напоминает сатанинскую проповедь: правильно то, что выгодно лично тебе.

    По всему миру существует около четырехсот центров культа О. Нидала, в России — четырнадцать (в крупнейших городах). Возраст членов кружков — от 17 до 30 лет. Ежегодно О. Нидал совершает турне через всю Россию в сопровождении своих последователей.

    «Карма осал линг» — буддийский центр на территории Ульяновской области. Его задача — распространение буддизма тибетской школы Карма кагью. Центр основан в 1991 г. в Ульяновске. Он поддерживает связи с Международной организацией буддистов школы Карма кагью для стран СНГ, которая находится в СанкгШ Петербурге.

    «Кван УМ» — буддийский центр в Ульяновской области, ставящий своей задачей распространение буддизма школы Кван Ум.1 Центр образован в 1991 году в Ульяновске в результате контактов с корейским мастером Дзен Сеунг Саном, а также мастерами Дхармы | иных буддийских традиций. Школа ориентирована также на учение древнекорейского буддийского ордена Чогье. По своей идеологии это объединение близко «Карме осал линг» и «Карме кагью дорже линг».1

    Данные формирования, представляющие собой конгломерат псевдобуддистских течений, заслуживают внимания правоохранительных органов, во-первых, нечеткостью своих целей и задач, мало напоминающих буддизм; во-вторых, связями с зарубежными покро- вителями-насгавниками, имеющими зачастую запятнанную неблаговидными деяниями репутацию.

    Орден «Зеленое братство акаданов» появился в 1992 г. в Ростове-на-Дону, после чего его листовки стали появляться в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах России. Орден иерархически организован и состоит из трех «колец»: подвижников, послушников и мирян. Последние содержат подвижников, живущих в «байтах» (храмах-монастырях), т. е. в отдельных квартирах, или странствуют, разговаривая на «акаданском языке». Они ждут конца света, достижения абсолютного совершенства в этой и последующих жизнях. Нынешнее «Зеленое братство» — очередная реинкарнация.

    В доктрине акаданов перемешаны языческие, буддийские и библейские представления. Они одновременно веруют в Бога- Гворца, Бога-Отца, Землю-Мать, Великого Первопредка акаданов, а также в различных древних богов-предков и духов. По их учению, замысел Бога, который строил рай на земле, заблудшие люди с изменившимся сознанием загубили, но вскоре должна восторжествовать правда Великого Духа, так как грядет конец света вследствие экологической катастрофы, после чего выживут только акаданы.

    Акаданы не занимаются проповедью в обычном понимании, предлагая концепцию гармоничного общества в представлении конгломерата знаний из древних культур. Это общество основывается и на традициях, и на законе, справедливом и обязательном для всех. Землю должна покрыть сеть духовных лучей, что затормозит процесс деградации. Если же «бацилла демонизма» безнадежно поразила человечество, то акаданы выберут другую стратегию и будут создавать оазисы для духовно-биологического общества — коконы, байты среди смертоносной пустыни современной цивилизации.

    3 Новые религиозные культы, движения и организации в России / Под ред. Н. А. Трофимчука и др. М., 1998. С. 131-135.

    Ордена, подобные акаданам, в современной России — явление нередкое. Их противопоставление себя обществу и государственному устройству привлекает молодых людей, склонных выражать протест существующим порядкам. Даже несмотря на то, что в деятельности и идеологии самого объединения не обнаруживается ничего предосудительного, за этим могут скрываться иные цели, которые также в понимании молодых приверженцев зачастую приобретаю# несколько иное значение, в том числе с революционным оттенком, j

    Проблема отграничения деятельности последователей христианских и псевдохристианских объединений в деле борьбы с преступностью, в том числе организованной, актуальна и в настоящее время. В современной криминологии почти нет разработок, касающихся данной проблемы. Однако появление в России псевдохристианских объединений в последние годы свидетельствует об их криминальной направленности наряду с расширением сферы их воздействия на различные слои населения, особенно на молодежь. Известна международная псевдохристианская организация «Семья», действующая в 60 странах мира, в том числе в России — в 30 городах, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, ряде городов Дальнего Востока. Численность ее членов в России, по данным «Семьи», составляет 5 тысяч человек. Некоторые ее общины носят другие названия: «Семья любви», «Дети Божниц «Дети Бога», «Союз независимых миссионерских общин», секта Дэвида Берга и проч. Главным положением этой секты является догмат «флирти-фишинг», который превращает ее в псевдохристианскую организацию с языческими обрядами.

    Библейский принцип «Возлюби ближнего своего как самого себя» трактуется членами «Семьи» как телесная любовь: является угодным Богу вступление в половую связь с любым человеком независимо от пола и возраста при условии, если испытываешь любовь к нему. Члены секты в своей семье призваны развивать любовь, основанную на сексуальном влечении, в отличие от библейского положения, что в семье должны в идеале существовать четыре разновид- ности любви: любовь к Богу (1 Иоанна 4:8; Марка 12:29-31; Иоанна 13:35; 1 Коринфянам 13:13); дружеская любовь (Иоанна 11:3); любовь родственников друг к другу (Римлянам 12:10); романтическая любовь между мужчиной и женщиной (Притчи 5:15-20).16 Идеология секты обосновывается также искаженным представлением Божественного благословления человечества: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие 9:1). Дети, зачатые в процессе [ этого «миссионерства», называются «детьми Христа». Детей членов секты с разрешения родителей насилуют другие члены секты; не останавливает даже возраст ребенка в несколько месяцев. Также взрослые призывают своих детей вступать друг с другом в половые связи, уверяя их, что это норма жизни ч

    В «Семье» много молодежи, которую привлекает «свободная любовь». Молодые и красивые женщины «Семьи» именуются «ловцами Иисуса» или «шлюхами Господа». Они призваны путем проституции финансировать «Семью», объявляя периодически «эротические крестовые походы».18 Таким образом, члены «Семьи» своим вероучением призываются совершать преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против несовершеннолетних, предусмотренные главой 18, ст. 150-151 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Секрет семейного счастья. Бруклин; Нью-Йорк, 1996. С. 27-28.

    Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера:

    Справочник// Информационно-аналитический вестник, 1997, № 1. С. 222-223.

    Ростовский М «Семья»: обитель Бога или дьявола? II Московский комсомолец, 1996. 13 мая. С. 4.

    Растлению малолетних уделяется внимание во многих религиозных организациях антисоциальной направленности. Данная деятельность не исходит от самих этих сект, а воспринимается ими в окружающей действительности, т. е. обычай переходит в правила поведения. Так, проект российской ассоциации «Планирование семьи», предусматривающий введение в школьную программу курса валеологии (науки о здоровье), апробация которого в качестве эксперимента прошла в Москве, Красноярске, Новосибирске, Кургане, Самаре, Ярославле и других крупных центрах, финансируемый федеральным и местными бюджетами, предусматривает большее число часов отдать половому просвещению, нежели математике, литературе и истории. Результатом уроков «безопасного секса» становится «печальная статистика абортов малолетних девушек, заболеваемость венерическими инфекциями среди подростков». В Ярославской области выполняли данную программу последователи церкви «Новое поколение», которые были рекомендованы ярославским областным Центром профилактики СПИДа. Однако данная Церковь, следуя этой светской программе, забыла о христианской концепции полового воспитания.»)                                                                                   Я


    Please publish modules in offcanvas position.