Признаками религиозного фундаментализма являются:
1) стремление сохранить «исконные» традиции, культы, обряды;
2) противопоставление «светскому» духу мира; 3) борьба с любыми проявлениями «секуляризации»; 4) отношение к государству, праву и всему светскому как к средству реализации религиозных целей, которым и должны быть подчинены; 5) навязывание своих доктрин и образа жизни окружающим; б) демонстрация глубоких религиозных убеждений, напоминающих фанатизм.
Любой фанатизм, в том числе религиозный, свидетельствует о крайнем проявлении своих убеждений, ведущем к экстремизму и терроризму. Следовательно, религиозный фундаментализм в совокупности с рядом обстоятельств может привести человека к совершению преступления, поэтому должен рассматриваться и как криминогенный фактор.
Поскольку фундаментализм обращается к основам веры, можно ли их рассматривать тоже в качестве фактора, способствующего совершению преступлений на религиозной почве? Если основами вероучения являются первоисточники (Священное Писание), то ocHOi- вами веры являются принципиальные положения, касающиеся содержания убеждений и их проявление в земной жизни, т. е. согласование своего поведения с вероустановочными предписаниями.
Касторский Г. Л. Мировые религии и общественно опасное поведение: Моногрэ* фия / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2002.
Как и в указанных основах веры протестантского фундаментализма, исламские основы веры включают пять принципов, называемых еще столпами веры: 1) свидетельство веры (шахада): а) нет Бога, кроме Аллаха; б) Мухаммад — Пророк Его; 2) молитва и молитвенный ритуал (салят), выражающие богопочитание; 3) очищение (закят) — оказание материальной поддержки тем, кто в ней нуждается; 4) соблюдение поста в девятый месяц мусульманского календаря (рамадан); 5) паломничество в Мекку (хадж). Все это в совокупности является требованием к мусульманину для подтверждения его веры, состоящей в осознанном переживании каждого жизненного желания, мгновения, мысли и действия в соответствии с I собственным пониманием воли Аллаха.'?
Однако исламский фундаментализм базируется не на принципах (столпах) ислама, а на концепции поклонения Аллаху (ибаде), включающей в себя: а) осознание общения с Богом (ихсан); б) веру (иман); в) действие в соответствии с предписаниями Священного Предания путем выполнения столпов ислама (амал); г) усердие (джихад), что может иметь и военный подтекст."
Таким образом, исламский фундаментализм избрал для себя более расширительный вариант толкования основ веры, по существу не имеющий четких пределов, ограничивающих действия. Коран и Сунна используются лишь в качестве ориентиров этого действия, а. точнее — целей любого действия. Заблуждение фундаменталистов прежде всего заключается в возможности оправдания этими целями любых средств. Но Коран и Сунна ограничивают возможности поведения мусульманина, предписывая и запрещая, иначе в них не было бы смысла. Кроме того, фактически далеко не всегда Коран, Сунна, столпы ислама и даже хадж являются целями фундаменталистов, преследующих в большинстве своем цели политические и следовательно выступающих в качестве вероотступников, а не ревнивых защитников веры. Кощунственно вера и ее основы избираются для оправдания своих преступлений и для увеличения численности преступного сообщества.
Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В М. Новикова: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 68-106.
Там же. С. 64-68.
В этой связи возникает необходимость разделения исламистского (ложного, искаженного ислама) и исламского (истинно исламского) фундаментализма. Последний характеризуется подлинныл стремлением следовать основам вероучения и основам веры (столпам ислама и ибаде) одновременно. Малограмотные заблуждающиеся мусульмане могут по неведению оказаться исламистскими фундаменталистами, но и они являются вероотступниками, поскольку мусульманам вменяется в обязанность непосредственное и постоянное обращение к Корану. 2<>
Фундаменталисты, не желая изучать священные книги и получать знания, яростно доказывают, что верят в Бога и готовы бороться со всеми, кто имеет другие взгляды. Прискорбно, что подобным заблуждениям подвержены «защитники веры» в средствах массовой информации и даже государственные деятели, борющиеся с инакомыслием, призывающие вернуться к традиционному для России православному вероисповеданию, запретить «нетрадиционные» религиозные объединения.10
В подобных фактах усматриваются признаки криминогенного фундаментализма, способствующего: нарушению ст. i, 2, 14, 28, 30 и др. Конституции Российской Федерации; совершению деяний, предусмотренных ст. 136, 148, 149, 239, 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Сатанизм сформировался в эллинистическую эпоху в Месопотамии, где в период наступления христианства традиционное язычество воспротивилось ему, «находя среди своих богов те образы, которые в христианстве олицетворили зло, сатанинское начало». В своем вероучении сатанизм содержит основные элементы христианского учения о сотворении мира, но его императивы поведения прямо противоположны христианским заповедям.