Преступность среди социальных подсистем - нейтрализация жертвы

    Содержание материала

    нейтрализация жертвы

    7. Специфической представляется модель взаимосвязей преступника и жертвы в сфере массовой информации, которая может быть названа как «нейтрализация жертвы» (см. рис. 13). Эту модель можно представить в более сложном виде, учитывая, что вредоносное воздействие на субъекта (и массовой информации, массового информирования) оказывается различными методами.

    Рис 13. «Нейтрализация жертвы»


    По существу на схеме представлены две разновидности посягательства на субъект массовой информации. Первая — имеет упреждающий характер. В этом случае посягательство преследует целы" воспрепятствовать нежелательному акту массовой информации (публикации, телепередачи и т. п.) или в целом нейтрализовать не-

    желательную для преступника определенную деятельность органа массовой информации.

    При этом используются различные средства — подкуп, компрометация, устрашение, насилие. Довольно распространенным приемом в рассматриваемой модели виктимизации является использование «оппозиционных» СМИ.

    Вторая разновидность — ответного, но неадекватного воздействия обусловлена инициативным поведением жертвы — субъекта массовой информации. Примером такого рода воздействия может служить возбуждение уголовного дела в отношении собственного корреспондента правительственной газеты «Российская газета» в ответ на критические публикации в отношении одного из претендентов на депутатское место .99

    В рассматриваемой модели правоотношений в сфере массовой информации возникают очень сложные ситуации, обусловленные борьбой за владение определенным СМИ.

    Проведенное моделирование процессов виктимизации в сфере массовой информации не является исчерпывающим.

    Возможности СМИ в предупредительном воздействии на преступность в данной работе не рассматриваются. Тем не менее следует заметить, что в этой области концептуального моделирования «криминологии массовых коммуникаций» открываются многие перспективные направления фундаментальных и эмпирических исследований: а) теоретические положения о методах массово- информационного воздействия на криминологическую ситуацию (правовая пропаганда и правовая агитация с ее функциями; созидательный, в противопоставление манипулятивному, алгоритм; комплексное применение методов и т. д.); б) основополагающие идеи эффективности предупредительного воздействия на преступность и ее факторы с использованием СМИ; в) принципы взаимодействия объектов массовой информации и др.100

    российская газета. 1998.17 апр.

    Наиболее полное изложение теории, с которой читатель ознакомился в настоящей ?. Дано в книге: Горшенков Г. Н. Криминология массовых коммуникаций. Н. Новгород: Ленигородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2003.


    Please publish modules in offcanvas position.