Преступность среди социальных подсистем - 2. Феномен СМИ проявляется в установлении санкции за правонарушение

    Содержание материала

    2. Феномен СМИ проявляется в установлении санкции за правонарушение.

    Отображение феномена СМИ в качестве факультативного признака в определенных составах правонарушений связано с дополнительной характеристикой элементов состава преступления. Это дополнение, как мне представляется, обусловлено рядом обстоятельств, связанных с особенностями общественного предназначения СМИ и его техногенными свойствами60.

    В частности, с помощью СМИ значительно расширяется круг пострадавших людей от манипулятивного воздействия на них через СМИ. Сама манипуляция благодаря особым техногенным свойствам СМИ, с одной стороны, и психическим особенностям человека — с другой, легко воспринимается адресатами массовой информации, что порождает серьезные проблемы по отношению к информационно-психологической безопасности общества.

    Проявление феномена СМИ в установлении санкции за правонарушение можно проследить на двух уровнях.

    2.1. Феномен СМИ предусматривается в качестве конструктивно признака, тем самым выделяя особенный (массово- информационный) характер правонарушения.

    При этом СМИ оцениваются либо как однородный, либо как самостоятельный элемент нормы. Например, в соответствии со Ст- 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» законное собирание или распространение сведений о частной жизни лица предусмотрены в любой форме, в том числе в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.

    Все эти способы деяния уравнены. Их юридическое значение одинаково. Определение той или иной поведенческой направленности, как мне представляется, носит лишь политический характер, ц феномен (или признак) СМИ не оказывает особенного значения на диспозицию (или, как можно сказать по отношению к Особенной части УК РФ, на гипотезу и диспозицию «в одном лице»).

    Феномен СМИ может выступать как самостоятельный элемент, который придает исключительно массово-информационный характер поведенческой направленности В качестве примера можно рассмотреть упоминавшуюся ст. 40-8 КоАП РСФСР «Нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации».

    Представляется, в данном случае юридический признак «средством массовой информации, журналистом» (хотя его формулировка не отличается корректностью) подчеркивает особую важность охраняемого политического действия, по существу формирования органов государственной власти.

    И санкция здесь напрямую обусловлена массово- информационной противоправностью поведения.

    2.2. Феномен СМИ проявляется и в качестве квалифицирующего признака (например, ч. 2 ст. 129, ч. 2 ст. 130, ч. 2 ст. 280 УК РФ).

    Обратимся к ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Часть первая данной статьи предусматривает ответственность за совершение публичных призывов любым способом (за исключением использования СМИ). Санкция предусматривает за это деяние наиболее строгий вид наказания — лишение свободы на срок до трех лет.

    Поскольку в этом, первом случае признак «использование средств массовой информации» не включен в конструкцию состава, поэтому он и не учитывался при квалификации преступления.

    Часть вторая указанной статьи предусматривает те же деяния, но уже совершенные «с использованием средств массовой информации». И этот признак объективной стороны является квалифици рующим и, таким образом, влияющим на санкцию, увеличивая юридическую силу государственного принуждения. Максимальный срок наказания в виде лишения свободы определяется уже пятью годами.

    Но хотя эта инструментальная форма правового воздействия на социальные связи с использованием СМИ и предполагает реализацию конкретных норм через конкретные правоотношения, воздействует на сознание и волю участников (субъектов) правоотношений, однако ее воздействие распространяется и на сознание, волю иных субъектов права, круг которых благодаря СМИ определить невозможно.

    Поэтому следует говорить и о другой форме массового инфор- мационно-правового воздействия, т. е. о социально-юридических функциях СМИ в правовом воздействии.


    Please publish modules in offcanvas position.