Преступность среди социальных подсистем - основное противоречие переходного периода

    Содержание материала

    основное противоречие переходного периода

    Наши перспективы во многом будут зависеть от того, как руководство России и других стран с транзитивной экономикой сможет разрешить основное противоречие переходного периода, между провозглашенной правовой государственностью, наличием достаточно высокого уровня свобод и демократии в политической сфере, с одной стороны, и фактическим отсутствием гражданского общества, низким уровнем свободы и демократии в экономической сфере — с другой. Именно с учетом данного обстоятельства нужно решать сегодня проблему выбора модели хозяйствования, отвечающей критериям эффективной экономики. Она должна быть эффективна не только в экономическом смысле, но и с позиций становления гражданского общества и правовой государственности. Она должна способствовать формированию социального государства, как записано в ст. 7 Конституции РФ. Генетическая сопоставимость, совместимость

    Петербургский юридический институт МВД России, 1995; Кошкин В., Керемецкий Я Приватизационный процесс и двухфакторная модель рыночной экономики II Российский экономический журнал. 1996. № 2. С. 22-29; Тарасов В. Акционерные общества работников — императив времени II Российский экономический журнал. 1998. N2 2- С. 13-18, и др. — Рассматривалась данная проблема и в ряде наших работ. — СМи напр.: Колесников В. В., Сидоров С. А. Забытый Богом рай?.. Размышления о на судьбе. Л.: Лениздат, 1990. С. 91-92; Колесников В. В. О феномене криминализаций в экономической жизни общества и его осмыслении в теории II Экономическая теори* на пороге XX века — 2. М.: Юристъ, 1998. С. 757-759.

    модели рыночного хозяйствования с принципами правового государства, на наш взгляд, означает, прежде всего, что она (модель) будет способна впитать три главные сущностные характеристики права. Мы их уже называли — это принцип равенства (равной меры для всех), принцип свободы субъектов и принцип справедливости (исключения произвола и привилегий). Иными словами, эффективная экономика должна быть правовой, отвечающей принципам права.

    Выбор модели хозяйствования, которая будет способна определить будущее развитие России на многие десятилетия, не должен происходить по аналогии подходов, характерных для российской политики 90-х годов — т. е. осуществляться келейно, узким кругом никому не известных лиц, которые потом навяжут всему обществу собственную парадигму эволюции общества и экономики. Обсуждение дальнейших путей нашего развития должно быть гласным и публичным делом, к которому следует привлечь все здоровые силы общества, лучших специалистов. Здесь не должно быть монополии на истину ни у одной из групп лиц, какими бы лучшими побуждениями они ни руководствовались.

    При выборе модели хозяйствования важно исходить также из критерия духовности'. чтобы новая система социально- экономических отношений способствовала воспроизводству духовного, нравственного начала в человеке, а не руководствовалась известным принципом «homo homini - lupus est» («человек человеку — волк»). В этой связи будет уместным привести высказывание профессора Московской духовной академии Владислава Цыпина: «Глобализация без духовности аналогична идее всемирной пролетарской революции: без нравственного, духовного совершенствования человека подобные идеи крайне опасны».85

    Важно помнить, что разные хозяйственные цивилизации всегда воспроизводили и отличающиеся системы духовных ценностей. Так, к примеру, принципиально отличаются между собой принципы нравственности и морали, присущие цивилизации производителей и Торговой цивилизации. Первая естественна и гармонична в духовных началах, поскольку идет от природы, не противоречит ее законам. Последняя же в современном мире получила, как отмечалось модифицированное развитие в виде спекулятивного интереса, ц« участвующего в создании и продуктивном движении экономических благ, но воспроизводящего мораль ростовщичества и паразитизма


    От их реализации зависит успех нашего продвижения к идеалам цивилизованного общества На этом настаивает, например, такой авторитет теории права, как академик Ран в. С. Нерсесянц.

    Из выступления на конференции, проходившей 18 февраля 2003 г. в Санкт- <етербургской духовной академии.

    Ущербная мораль в экономике («деньги не пахнут», «все продается и покупается», и т. п.) не может не способствовать падению нравов в обществе и распространению бездуховности. Это взаимообусловленные явления человеческого бытия. Вот почему выбор той или иной модели хозяйствования не должен быть простой операционной задачей, не должен становиться прерогативой только политиков и экономистов-реформаторов. От того, какую модель, какую парадигму экономического развития мы сегодня выберем, зависит как судьба формируемого гражданского общества и правового государства, так и духовное здоровье нашей нации. От этого зависит во многом и объективно генерируемый уровень криминогенности экономической среды80. Отрадно признать, что и ведущие западные криминологи начинают понимать диалектику связи основных криминальных явлений с явлениями экономическими. Вот что говорит об этом, например, Джей Альбанезе, известный американский криминолог: «Если мы не будем уделять достаточного внимания рыночным условиям, в которых произрастает и процветает организованная преступность, нам придется удовлетворяться кратковременными успехами... Более долгосрочное средство мы можем получить, только разобравшись в экономических причинах возникновения организованной преступности (выделено нами. —

    B.    К)...»."

    Анализ и выбор новейших, передовых моделей, основанных на принципах бинарной экономики, антиростовщических системах Дб' нежного обращения и кредитно- банковской деятельности, либо каких-то иных прогрессивных, экономически эффективных и социально приемлемых подходах, должен стать задачей уже сегодняшнего дня, поскольку завтра нас опередят другие. Пока наша экономика  стала устоявшейся, зрелой системой, а находится в стадии трансформаций, существует благоприятное время для внедрения новаций и неповторения чужих ошибок.

    Первейшим требованием, которое должно учитываться при оценке таких моделей, должно, на наш взгляд, стать стремление сформировать такую систему социально-экономических, производственных и социально-трудовых отношений, при которой бы реализовывались естественные права человека в сфере хозяйствования, гарантированная свобода экономической деятельности и равные (эквивалентные) экономико-правовые условия для всех субъектов предпринимательства.89

    " Сегодня в мире идет активный поиск моделей экономического развития, которые бы минимизировали вероятности кризисов, устраняли инфляцию и ростовщический уклон в денежном обращении, были бы социально справедливее и поощряли преимущественно производителей благ, а не их перепродавцов. — См. на эту тему, напр.: Кеннеди Маргрит. Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому. Швеция. Lilalex, 1993 (на рус. яз.); Диас Виктор. Тайная власть вечного кредита. Как вырваться из ее объятий? II Новый Петербург. 1997. № 15-16 (либо: 24 часа. 1997. № 33). — В статье проф. В. Диаса, эксперта фонда по изучению проблем мировой задолженности (Буэнос-Айрес), рассказывается о уже имеющемся интересном опыте работы денег во благо всему обществу, о работе шведской группы ЗРК (Земля, Работа, Капитал) и др. Многих читателей удивит и такой факт, что в мусульманском мире, оказывается, накоплен очень полезный опыт функционирования так называемых исламских банков, отменивших практику ссудного процента и вкладывающих средства преимущественно в развитие реального сектора экономики.

    Академик Я. И. Абалкин считает, что должна быть разработана качественно новая МоДель развития общества, адекватная как внутренним историко-культурным традициям, так и мировым тенденциям, в которой при этом социальная составляющая Уступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований. —

    Абалкин Л. И. Назревшие проблемы II Вопросы экономики. 1998. № 6. С таким подходом солидаризируется ряд других авторитетных ученых. Такова, например, Позиция академика РАН В. Н. Кудрявцева, отмечающего, что решающее, главное значение в борьбе с организованной преступной деятельностью, преследующей в Эк°номике извлечение максимальной прибыли, принадлежит решению социальных неудач — преодолению экономического и социального кризисов, сокращению разрыва '-Жду богатыми и бедными слоями населения и др. — См.: Кудрявцев В. Н. Социальные причины организованной преступности в России II Организованная преступность Коррупция 2000. № 1. С. 18.

    Криминологи не должны верить на слово политикам и реформаторам, утверждающим, что нельзя построить современную эффек-тивную экономику, которая бы одновременно работала во благо всех." Это разговоры от Лукавого, соблазнившего еще в древние времена тех, кого Моисей выводил из Египта: пока он на горе Синай внимал десяти заповедям Всевышнего, его соплеменники стали поклоняться «золотому тельцу»... Сегодня в России уже есть достаточно сил, заинтересованных в сохранении ныне действующей, экономически неэффективной, социально, духовно и криминологически порочной модели хозяйствования — она их сделала миллионерами она сегодня им приносит сверхдоходы и обеспечивает красивую жизнь. Она их устраивает. 1 Но она не устраивает нас, остальные 85% россиян!


    Please publish modules in offcanvas position.