Преступность среди социальных подсистем - Буддийская мораль

    Содержание материала

    Буддийская мораль

    обращает внимание на то, что в корне привязанности человека лежат мрак невежества и алчность как источники всех страстей (гнев, неразумие, неправильное толкование, обида. зависть, лесть, обман, лицемерие, несерьезность и т. д.).49 Цель религии — не в строительстве красивых церквей и храмов, но в воспитании терпимости, великодушия и любви.5°

    Обрядная сторона буддизма имеет целью влияние на мир в плане нравственности путем создания более гармоничного окружения и улучшения отношений друг с другом. Для христиан и мусульман позитивные перемены заключаются в следовании предписаниям Бога, к которому они обращаются за помощью в молитве, а путь буддиста сводится к тренировке разума и к познанию собственной истинной природы. Для буддиста решение проблемы сводится к необходимости осмыслить ответственность, которая может показаться и обременительной, так как требует самодисциплины в большей мере, нежели обычно. Таким образом, буддист должен все же постоянно работать над собой, чтобы быть полезным другим.5'

    Подгорбунский И. А. Буддизм, его история и основные положения его вероучения. Вып. 2. Иркутск, 1901. С. 68.

    <8 Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 2. С. 108. Учение Будды. М., 1997. С. 41, 61.

    Пьяцо Т. (Далай-лама XIV). Сострадание и всеобщая ответственность. М , 1992.

    Л ^рикерК. Буддизм / Пер с англ. Jl. М. Бесковой: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 144,177.

    В буддизме предписывается людям, следующим дхарме (целям вероучения), постигать четыре истины: страдания, правильного пути, причин страдания и уничтожения страдания. Постигший их освобождается от желания, перестает спорить с людьми, убивать, воровать, прелюбодействовать, обманывать, ругать, мстить, завидовать, сердиться. Постигающий эти истины ищет просветления и должен усвоить три науки: заповеди, сосредоточение души и разума. Будда предписывал своим последователям: прощать обиды, слова подкреплять делами, не заботиться о славе и выгодах^

    Буддизм относит жадность (или страстное желание), ненависть (или отвращение), заблуждение (или невежество) к «трем ядам»; недоброжелательность и зависть — к негативным состояниям ума; неправильно используемый интеллект — к самообману. Поэтому перед человеком ставится задача бороться с самим собой, развивая требуемые качества и вытесняя негативные состояния, провоцирующие пороки, ведущие к греху и преступлению.® Необходимо избегать гневливости, выключающей лучшую часть нашей головы — разумность^ жажды, гнева и неразумия — трех огней нашего мира; алчности — самой главной из мирских страстей.55

    По буддизму смертные грехи — это глубоко безнравственные деяния (убийство матери, отца, архата; раскол сангхи; злонамеренное кровопролитие), приносящие неотвратимый результат, который не может быть заблокирован раскаянием или каким-либо иным действием. Адская форма существования обретается не только по причине смертных грехов, совершенных в прежней жизни, но и по причине осуществления сходных с ними деяний.56

    Шантидева сказал: «Вся радость, что есть в этом мире, происходит от желания сделать других счастливыми, а все страдание, что есть в этом мире, происходит от желания сделать счастливым себя самого». Из-за того, что закон кармы неизбежен и ненарушим, всякий раз, когда бы мы ни вредили другим, мы непосредственно вредим самим себе, а когда мы приносим им счастье, то приносим себе будущее счастье. Эго в человеке настолько умно, что даже может извращать учение для своих целей, ведь Дьявол способен цитировать Священное Писание в своих целях.57

    Люди, следующие библейским установлениям, не совершают преступлений не потому, что это запрещено светскими законами, а потому, что это противоречит их представлениям о правильном по- „едении. Устоявшиеся представления являются более существенным фактором, нежели устрашение санкциями уголовно-правовых норм.


    Please publish modules in offcanvas position.