Преступность среди социальных подсистем - Массово-информационная виктимогенность

    Содержание материала

    Массово-информационная виктимогенность

    Исходя из социальных и вещественных особенностей СМИ, вредоносно воздействующих на индивида, можно так охарактеризовать общее явление массово-информационной виктимогенности, а также и ее разновидностей.

    Массово-информационная виктимогенностъ есть способность органа массовой информации, источника (технического средства) и/ или самого акта массовой информации оказывать вредоносное воздействие на лицо, причиняющее ему нравственные, физические страдания либо повышающие или первично формирующие антропологическую и/или социальную виктимность, а также способность участника организации массовой информации претерпевать вред, причиняемый ему правонарушением или иным поступком, противоречащим общепринятьш нормам социального общежития.

    Как видим, в одном случае лицо может оказаться жертвой непосредственного вредоносного воздействия на него СМИ; в другом — оно как бы приобретает свойство повышенной уязвимости от различных посягательств, в том числе и уголовно наказуемых, стимулируемых СМИ; в третьем — может претерпевать вред от противоправных действий, бездействий представителя органа массовой информации; в четвертом — сам участник органа массовой информации может оказаться жертвой посягательства, мотивация которого вызвана профессиональной деятельностью, например, журналиста, Распространителя продукции органа массовой информации или иного лица, которое имеет отношение к этой деятельности.

    Размышляя о виктимогенности определенных видов актов мае» совой информации и в целом технических, особенно электронных средств ее распространения, необходимо помнить о том чрезвычайно важном факторе, который активно влияет на виктимизацию путем нейтрализации способности лица противостоять противоправному посягательству. Я имею в виду техногенное свойство сми оказывать субсенсорное воздействие на воспринимающих информацию лиц.

    Анализируя настоящий феномен, О. А. Овсянникова и И. В. Щекотихина 4 приходят к выводу о том, что сегодня телевизионный эфир, перенасыщенный сценами насилия, жестокости, вызывает в психике ребенка серьезные деформации: у ребенка пропадает хороший сон, появляется боязнь темноты, жестокость, агрессивность, возбудимость и нервозность. 41,4% опрошенных авторами третьеклассников отмечают, что они больше всего боятся оставаться одни дома.

    Профессор МГУ А. Подольский, исследуя пациентов, которые обращались в психологическую консультацию, также обратил внимание на эту закономерность, указав, что ребенок помимо своей воли усваивает ценности, которые внушает ему телевидение. Несколько лет назад, приводит пример ученый, во Франции прошла серия убийств. Как выяснилось, накануне показывали фильм, в котором подросток-мститель расправлялся со своими обидчиками. В результате в течение двух недель поклонники своего кумира, подражая ему, убили шестерых сограждан. Причем оказалось, что убийства были совершены точно по тому сценарию, который был продемонстрирован молодежи с экрана .

    Какое разрушительное воздействие на психику ребенка способно оказать телевидение, можно судить и по известному событию в Японии, когда показанный по телевидению детям мультсериал вызвал судорожные припадки у огромного количества детей.

    Субсенсорное воздействие могут оказывать не только сами по себе электронные средства информации в силу их техногенной

    вредности когда самый простой черно-белый экран может спровоцировать даже у взрослого зрителя психическое расстройство. Таким свойством обладают определенные внушаемые сообщения, например, неутешительные прогнозы астрологов. Страх, который обусловливается их предсказаниями, по наблюдениям специалистов, сковывает и деморализует волю мнительного человека. А это состояние приводит его к неадекватным действиям в различных, особенно критических, ситуациях, где нужна осмотрительность86 . Такая категория людей несомненно обладает повышенной криминальной уязвимостью, например, от неосторожных преступлений.

    Массово-информационное воздействие сенсорного, субсенсор- ного характера может быть не только непроизвольным в силу технических свойств или неумышленным в силу незнания, недопонимания вреда, причиняемого определенным видом информации, но и произвольным, т. е. целенаправленным со стороны субъекта массовой информации. И в этом случае мы имеем дело с внушением, ко- (торое снимает сознательность и критичность при восприятии, устраняет целенаправленное активное его понимание, логичную оценку и т. п.

    Рассматривая проблему «техника и нравственность», А. А. Рубенс отмечает целый ряд теневых признаков массовой коммуникации, о которых необходимо знать, чтобы научиться жить в мире техники8. В частности, ученый указывает на следующие зависимости психики человека от технических средств массовой информации (коммуникации). Эти технические средства порождают в человеке трафаретные реакции, стереотипы поведения, которые стандартизируют его мышление и в целом личность.

    Они связывают людей на уровне знаний, а на уровне личного общения изолируют их. Человек все больше попадает в зависимость от тех, кто производит и передает через СМИ сообщения.

    Ссылаясь на выводы других ученых, А. А. Рубенс утверждает: сегодня не вызывает сомнений тот факт, что «информационные технологии... приводят к существенным изменениям в психике» Например, чрезвычайно жесткая и одиозная логика ЭВМ оказывается смертельно опасной для эластичного, эмоционального, интуитивного морального сознания9".

    Пичугина А. В катастрофах виновны сами астрологи II Комсомольская правда. 1998.

    8а краткий психологический словарь. С. 43.

    рУбенс А. А. Техника и нравственность II Этическая мысль: Научно-публицисти- л6ские чтения. 1991 / Общ. ред. А. А. Гусейнова. М., 1992. С. 38-56.

    Поскольку, как отмечалось выше, СМИ выступают одной из мощнейших сил, формирующих направленность и характер социального развития, то в силу социальной и техногенной виктимоген- ности массово-информационные потоки несут в себе и соответствующие элементы-сигналы, разрушительно воздействующие на все без исключения общественные сферы, существенно «подпитывают» причинный комплекс преступности посредством массовой виктимизации населения.

    Вредоносное, и в частности виктимизирующее, воздействие СМИ на общественные отношения имеет сложный характер. Исследование массово-информационных актов в целях выявления в них повторяющихся признаков виктимологического характера позволило получить данные, которые послужили основой формирования семи типов или моделей массово-информационного воздействия виктимогенного характера или массово-информационной виктими- зации.

    Метод моделирования типов массово-информационной виктимизации впервые был применен в диссертационном исследовании А. Г. Горшенкова'. Исследование осуществлялось в рамках криминологической лаборатории, которую мы, члены Российской криминологической ассоциации, создали в свое время при кафедре уголовного права юридического факультета Сыктывкарского госуниверситета.

    Приведу очень краткое описание этих моделей.

    1. Модель представляет прямое, адресное (личное) вредоносное воздействие (преступное посягательство) на конкретное лицо. На схеме (см. рис. 7) виден элементарный алгоритм «поражения жертвы». Лицо, причиняющее вред (совершающее преступное по сягательство), использует СМИ как своего рода инструмент или „рудие совершения преступления.

    В качестве типичных для данного вида массово-инфор- мацпонного воздействия можно назвать, например, деянпя, предусмотренные ч. 2 ст. 129 (клевета), ч. 2 ст. 130 (оскорбление) УК РФ.

    2. Близкой по сущности к сформулированной и рассмотренной модели массово-информационного воздействия на жертву нам представляется вторая модель — вовлечение жертвы в биопсихосоциальные отношения с преступником (см. рис. 8).

    1 «Поражение жертвы»



    рш* g <Приманка жертвы>>

    Сущность выделенной разновидности массово-информа- ционного воздействия викти- мизирующего характера заключается в умышленном использовании причинителем вреда СМИ во исполнение преступного замысла безадресном (неличном) обмане (неопределенного круга лиц). Примером тому могут служить рекламные и подобные им объявления, публикуемые в СМИ, о приглашении на работу, в том числе в увеселительные заведения; об оказании услуг, в том числе интимных о приглашении участвовать в различных акциях и т. п.

    Примером массовой виктимности, спровоцированной с помощью СМИ, может служить эффект заведомо ложной рекламы, которую давали в СМИ мошенники с целью привлечения денежных средств вкладчиков, обещая людям умопомрачительные проценты. В итоге мошенники сумели похитить более 50 трлн руб. (по прежнему курсу 15 млрд долл.), а пострадавшими оказались около 10 млн граждан (в информационных источниках приводятся разные Данные — от 5 до 15 млн). Кроме того, вследствие такого обмана не выдержали стресса и лишили себя жизни десятки граждан. По неофициальным данным столько самоубийств было зарегистрировано в связи с крахом одного только «МММ» .

    За двумя Мавроди погонишься — ни одного не поймаешь II Комсомольская правда. 99. 5 февр.

    Здесь же можно привести и другой пример, когда в результате широко разрекламированной кампании «Русского дома селенга» лишились своих вкладов 2 200 ООО россиян.

    Сегодня широкий размах получило так называемое «квартирное мошенничество», осуществляемое в благоприятных для мошенников условиях, которые создают, с одной стороны, коррумпированные чиновники, а с другой — рекламная хитрость. Например, в г. Барнауле около двух лет действовала группа мошенников под вывеской ООО СП «Барнаулстрой».

    Махинаторы провели мощную рекламную кампанию, в результате которой привлекли к долевому участию в строительстве квартир тех горожан, которые хотели улучшить жилищные условия. Люди продавали свое жилье, дачи, гаражи, занимали деньги, находили временный приют у родственников, знакомых... Но в результате последующих мошеннических действий все эти граждане оказались жертвами невиданного обмана: за полтора года мошенники отняли у горожан... «тысячу двадцать разнокалиберных квартир».

    3. Третья модель массово-информационной виктимизации основана на таком известном в теории массовой коммуникации (массово-правовой коммуникации), социальной психологии прессы и т. д. дисфункциональном эффекте информационного воздействия, как «эффект бумеранга». Сущность его в настоящем контексте заключается в следующем.

    В результате помещаемого, например, в газете объявления о продаже имущества гражданин тем самым ориентирует потенциального преступника на совершение деяния. Этот вид массово- информационного виктимизирующего (путем стимулирования криминальной мотивации преступника) воздействия мы назвали «само наведением жертвы» (см. рис. 9).

    Примером данного алгоритма могут служить объявления типа «продаю», «куплю», «познакомлюсь» и т. п.

    бойное нападение в одной из квартир был задержан вооруженный охотничьим ружьем в натянутой на лицо маске военнослужащий. Оказалось, что прапорщик решился на преступление после того, как увидел по

    кабельному телевидению объявление о продаже золотых изделий, в котором был указан и адрес продавщицы96. Еще более мрачным примером этого вида массово- информационной виктимизации может служить серийный преступник из Краснодарского края. Он регулярно просматривал газеты, отыскивал объявления о продаже мебели, радиоаппаратуры, других вещей и являлся по указанному адресу... В итоге он убил 14 человек, авторов объявлений о продаже вещей, и завладел их вещами97.

    Типичными для данной модели информационного воздействия являются примеры, когда преступники выслеживают по брачным объявлениям женщин и либо мошенническим путем, либо под угрозой насилия совершают хищение или иное преступление — изнасилование, убийство и др.

    Более того, данный мошеннический прием поставлен на поток некоторыми организациями, учреждениями, внешне не имеющим никакого отношения к преступной среде. Исследователи настоящего феномена указывают на тот факт, что многие службы занятости, центры по подбору кадров, фирмы по трудоустройству огромную часть нетрудовых доходов получают посредством «вербальных манипуляций сознанием». Они посредством объявлений привлекают людей обещаниями трудоустройства, но фактически эксплуатируют их как дешевую или дармовую рабочую силу, и хитроумно делают на объявлениях бесплатную рекламу.

     Чернуха А. Золотая лихорадка II Комсомольская правда. 1998.18 дек. Статейное А. Зверье. Другого имени нет II Парламентская газета. 2001. 31 окт.

    Так, в г. Печоре Республики Коми при попытке совершить раз-

    См. об этом подробнее: Ширшина С. Г. Конфликты манипулирования сознанием и необ- "Димостъ их правового регулирования II Сб. науч. трудов. Межвузовская научно- фактическая конференция «Общественные конфликты и личность». 2001. С. 103-105.

    К модели «самонаведения» близка «ситуация риска». Мы понимаем ее как виктимогенную ситуацию, которую журналист осознает, но тем не менее добровольно «входит» в нее, рискуя жизнью. Только эта опасность исходит не от конкретного преступника, спровоцированного поведением жертвы, поместившей объявление в СМИ, а от экстремальной ситуации, в которую журналист сознательно «погружает» себя в целях получения информации «из первых рук».

    В этом отношении характерна работа журналиста в зоне проведения оперативно-боевых мероприятий, например, при обезвреживании террористов, при ведении репортажа, съемок в зоне вооруженного конфликта. Поэтому такого рода ситуации не моделируется.

    4. Четвертая модель массово-информационного воздействия вик- тимогенного характера выглядит следующим образом (см. рис. 10). .

    Сущность виктимогенности этого вида массово- информационного воздействия заключается в повышенной степени криминальной уязвимости потенциальной жертвы опосредованным образом — через своего рода подсказку, содержащуюся в публикации, которой и пользуется преступник.


    Please publish modules in offcanvas position.