Преступность среди социальных подсистем - 6. Криминологическое законодательство: модельный закон о предупреждении насилия в семье

    Содержание материала

    6. Криминологическое законодательство: модельный закон о предупреждении насилия в семье

    1. Законодательная база криминологической коррекции семейных отношений развивается как составляющая часть криминологического законодательства, которое в настоящее время разбросано по разным отраслям права жилищного, семейного и т. д. Ощущается потребность в разработке особой криминологической законодательной отрасли, и в России уже существует теоретическая модель Основ Законодательства о предупреждении преступлений. Весьма же

    лательно, чтобы этот законодательный акт включил в себя идеи семейной криминологии. При этом уместно подчеркнуть, что к настоящему времени уже 44 государства приняли специальные нормативные акты, посвященные насилию в семье.7" Ряд норм криминологической коррекции семейных отношений уже сейчас имеется в действующем законодательстве, однако эти нормы, как уже было сказано, разбросаны по различным правовым отраслям и пока недостаточно согласованы между собой. К их числу можно отнести положения Семейного кодекса РФ о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также об обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать органам опеки и попечительства. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 56 СК РФ).

    Законодательство о семье предусматривает также меры ограждения детей от такого криминогенного обстоятельства семейной жизни, которым является злоупотребление родителей одурманивающими средствами. Суд может лишить родительских прав родителей, являющихся больными хроническим алкоголизмом или наркоманией (ч. 5 ст. 69 СК РФ). Административное законодательство устанавливает повышенную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств, если эти действия совершены родителями, которым при данных обстоятельствах грозит административный штраф в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ). Эта мера применяется Комиссиями по Делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Криминологическая коррекция семейных отношений в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, также должна Регламентироваться законом. Процесс коррекции осужденных исследовался нами в начале 80-х годов. При этом, в частности, подавляющее число опрошенных нами экспертов высказалось за необходимость проведения профилактической работы с близкими лиц | отбывающих наказание (см. табл. 10).

    Таблица 10

    Целесообразность профилактической работы с семьей осужденного в оценке экспертов. (Исследование 1974 г.)


    корыстный

    Особенности осуж. агрессивный

    ценного несовершеннолетний

    Безусловно, нужно

    62,8

    61,8

    79,9

    Пожалуй, нужно

    31,7

    28,1

    16,1

    Пожалуй, не нужно

    3,0

    6,1

    0,5

    Безусловно, не нужно

    1,5

    2,0

    1,0

    Затрудняюсь с ответом

    1,0

    2,0

    1,0

    Итого

    100,0

    100,0

    100,0


    Уголовное законодательство предусматривает для определенной категории женщин отсрочку отбывания уголовного наказания. Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания (ч. 1, 3 ст. 82 УК РФ).

    Роль семьи в ресоциализации осужденных учтена при подготовке УПК РФ. Данный кодекс по существу устанавливает основания для общения, а также его продолжительность при телефонных раз-! говорах, свиданиях, краткосрочных выездах за пределы исправительного учреждения — между отбывающим наказание в виде лишения свободы и его семьей, которое может играть важную роль в восстановлении приемлемых отношений его с обществом. Обмен письмами и телеграммами с родственниками не ограничен. Предусмотрена возможность организации при исправительных учреждениях домов ребенка. Осужденные женщины могут помещать туда своих детей в возрасте до 3 лет, общаться с ними в свободное от работы время. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми (ст. 100 УИК РФ). Родственники осужденного информируются о месте отбывания им наказания и о времени освобождения (ст. 3, 17, 75 УИК РФ).

    Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы России предусматривает подготовку Закона «О жестоком обращении в семье».78 С учетом отечественных исследований, зарубежного и международно-правового опыта7 в законодательном порядке нужно разрешить вопросы: 1) о создании семейных судов (семейные суды с функциями, несколько отличными от тех, которые предлагаются здесь для России, имеются в Австрии, Польше, США, Японии), рассматривающих уголовные дела о внутрисемейных преступлениях, о всех преступлениях несовершеннолетних, а также все семейные и связанные с семейными отношениями гражданские дела,

    2)    об усовершенствовании государственной системы статистики преступлений, путем включения в нее показателя о наличии между лицом, совершившим преступление, и потерпевшим семейной связи,

    3)  осуществлении постоянного статистического учета криминогенных собственных и родительских семей, а также внутрисемейных преступлений80.

    Кроме того, следует законодательно установить перечень государственных органов и общественных организаций, осуществляющих предупреждение преступлений посредством воздействия на семьи (субъектов профилактики), вменить в обязанность соответствующую деятельность государственным органам и определить характер и размеры поддержки в данном отношении общественных организаций, а также частной инициативы. Закон должен регламентировать содержание деятельности каждого из субъектов профилактического воздействия на семью и порядок финансирования этой деятельности. Предполагается законодательно решить вопрос об обязанности некоторых категорий лиц — врачей, работников детских воспитательных учреждений и др. — по предоставлению правоохранительным органам сведений о ставших им по работе известными случаях совершения насилия в семье. Условием предоставления такой информации о взрослых потерпевший должно быть, очевидно, согласие потерпевшего.

    Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на 1995 г. IIСЗ РФ, № 6. С. 957. d Gondolf Е. W. The Impact of Family Crime on American Criminology II Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2002. № 1 (2). С. 47-55.

    EggerR., FrOschl £., Lencher L„ Logar R„ SiederH. Gewalt gegen Frauen in der Familie. 'Wien: Verlag fur Geselschaftskritik, 1995. S. 197.

    2. В законодательстве и юридической практике некоторых зарубежных стран разрешаются связанные с изъятием из права на неприкосновенность жилища и свободу передвижения вопросы о выдворении полицией из жилища лиц, допускающих там насилия против членов семьи, а также с выдачей судами временных распоряжений, которые, в частности, могут содержать запрет на нахождение в жилище, в котором живут подвергающиеся насилию члены семьи, в том числе дети, и даже, что имеет место в Нидерландах, на появление вблизи этого жилища (так называемый «уличный запрет») . Для России выдача подобных охранных распоряжений! осуществляемая сегодня в Австралии. Австрии, Великобритании, - Нидерландах и других странах, была бы не целесообразна в связи с нерешенностью жилищной проблемы, поскольку оказавшиеся на улице, без дома лица, склонные к агрессивному поведению, создали бы для общества дополнительную угрозу насильственного посягательства.

    Вместе с тем зарубежный опыт учреждения в рамках правоохранительных органов специальных служб противодействия семейному насилию и профессиональной подготовки соответствующих! специалистов заслуживает того, чтобы быть перенятым нашей страной.

    Особого внимания заслуживают уголовно-правовые вопросы, возникающие в связи с проблемой семейного насилия.


    Please publish modules in offcanvas position.