Эффект «подсказки» или провоцирования преступника
имеет место и в предыдущем случае (модели «самонаведения»). Однако мы выделяем рассматриваемый массово-информационный тип с учетом «виновности» жертвы в такого рода подсказке или провокации, что важно учитывать при разработке целей, задач, определении мер и способов виктимологического предупреждения преступлений в сфере массовой информации.
В описываемой ситуации главным стимулирующим деяние фактором рассматриваются СМИ. И инициатива информирования принадлежит именно органу массовой информации, но не потенциальной жертве.
182
Имеются в виду такие, в частности, публикации, которые подробно излагают способы совершения преступлений, методы и методики раскрытия преступлений и расследования уголовных дел, указываются обстоятельства, облегчающие совершение преступления» либо воздействуют на психику людей, возбуждая в некоторых изних желание самому совершить те или иные действия, несмотря на уголовно-правовой запрет.
В рассматриваемой ситуации посредством массово- иформационного воздействия актуализируется объективная сторона виктимизации, обстановка, в которой важную роль мы отводим потенциальному преступнику. Жертва может быть и нейтральной nii6o с минимальным «вкладом» в актуализацию субъективной стороны виктимизации, однако это в силу указанных обстоятельств не снижает высокой степени ее уязвимости от преступного посягательства лица, которое находится под впечатлением воспринятой им соответствующей информации из прессы.