Преступность среди социальных подсистем - три основные формы социально- юридического воздействия права

    Содержание материала

    три основные формы социально- юридического воздействия права


    Как уже упоминалось ранее, ученые, исследующие механизм правового воздействия, выделили три основные формы социально- юридического воздействия права.

    Первой из них была названа информационно-психологическая. Ее основу составляет нормативная (прескриптивная) правовая информация. На сознание и волю субъекта права воздействует информация о конкретных юридических нормах, которые либо стимулируют позитивное, либо сдерживают, ограничивают нежелательные поступки, деятельность, поведение.

    К такого рода воздействию наиболее восприимчивы чувственные рецепторы человеческой психики. Информация носит импульсивный, побудительный характер, активно влияя на мотивацию человека.

    Как правило, такая информация передается СМИ в форме, образно говоря, «живого» права, она обычно транспортируется субъекту права посредством сообщений о юридических и юридически значимых фактах, например, совершения правонарушений, особенно преступлений, привлечения к ответственности виновных, или напорот, замалчивания правонарушений (преступлений), «убережения» от юридической ответственности.

    Как мне представляется, на информационно-психологическом характере правового воздействия основывается один из распространенных, в том числе и особенно в сфере массовой информации, методов правового информирования —метод правовой агитации.

    Вторая форма социально-юридического воздействия права воспитательная. Ее называют еще педагогической, ценностно- ориентационной (А. В. Малько) или правопедагогической (П. П. Баранов).

    Сущность этой формы правового воздействия заключается в общеправовом влиянии на сознание и волю людей, на весь их внутренний мир, мировоззрение, психическую сферу сознания, влиянии, которое оказывает воспитательный эффект на личность.

    С этим видом общеидеологического, «бархатного» воздействия права на своих субъектов я связываю, главным образом, другой метод правового информирования — метод правовой пропаганды.

    Указывая на ориентационный характер правового воздействия, Т. Н. Радько писал: «Важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию».

    Третья, наиболее содержательная, форма представляет собой социальное воздействие права. Через эту форму правовые информационные потоки реализуются во взаимосвязи с другими — экономического, политического, управленческого, этического и иного характера — информационными потоками.

    Правовое воздействие в рассматриваемом аспекте является менее целенаправленным, нежели в двух обозначенных выше. В названных предыдущих формах правовое воздействие осуществляется более предметно, т. е. в большей мере сориентированное на предмет правового регулирования, на общественные отношения, через их участников.

    В третьей форме правовое воздействие в меньшей мере сориентировано на предмет правового регулирования. Социальный характер воздействия права как бы обусловлен «потребностями» среды правового регулирования. В этом случае под такого рода воздействием права оказываются не только правоотношения, но и различные другие социальные связи, входящие в сферу правового действия.

    Во всех трех аспектах воззрения на социально-юридическую сущность правового воздействия открываются очень широкие просторы правовой жизни, охватить которые влиянием права без СМИ невозможно. Поэтому средства массовой информации в механизме правового воздействия оказываются более востребованными, чем в механизме правового регулирования. И функции СМИ здесь более содержательные и разнообразные.


    Please publish modules in offcanvas position.