Преступность среди социальных подсистем - Коран

    Содержание материала

    Коран

    многократно свидетельствует волю Аллаха относительно запрета убийства: «Не следует верующему убивать верующего, раз. ве только по ошибке. А кто убьет верующего по ошибке, то — освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье, если они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждебного вам и верующий, то — освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то — пеня, вручаемая его семье и освобождение верующего раба» (4:94)69; «а если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — геенна для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!» (4:95). Таким образом, указанные нормы регламентируют последствия совершения неосторожного и умышленного убийства, предусматривая разительные отличия в санкциях за эти деяния.

    О запрете убивать говорится и в других сурах Корана: «И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех!.. И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь... Зло всего этого у Господа твоего отвратительно...» (17:33,35,40).

    В исламе оскорбление и клевета иногда отождествляются. Коран отвергает ложно осуждающих ближнего: «Поистине, те, которые любят, чтобы разглашалась мерзость о тех, которые уверовали, им — мучительное наказание в ближней жизни и в последней. Ведь Аллах знает, а вы не знаете! Те, которые бросят обвинение в целомудренных, небрегущих, верующих — прокляты они в ближайшей жизни и в последней! Для них — великое наказание в тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и ноги о том, что они делали. В тот день полностью воздаст им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах это — ясная истина»

    сборник научных трудов. М., 1996. С. 139-143; 2) Беспризорность как объект благотворительности и криминологической профилактики II Жизнь и безопасность 1996- № 1. С. 28-32.

    Здесь и далее в скобках: первое число — номер суры (главы) Корана, после двоеточия — номера аятов (стихов) этой суры.

    (24:18,23-25). Тем самым Коран защищает праведников от оскорб- юших их клеветников незаслуженным свидетельством, а Бог ви- т, кто чист перед истиной и воздаст каждому по делам его. Это предупреждение имеет целью недопущение подобных уголовно наказуемых деяний. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (49:12).

    Ислам считает многие беды людей соответствующими естественным законам, последствия которых Богу давно уже известны, но люди сами выбирают, как им поступить, и последствия их выбора лежат, соответственно, на их совести. Все люди сотворены равными, но не остаются равными в силу использования свободной воли. Они могут любить и быть добрыми или ненавидеть и разрушать, их поведение все же измеряется не глубиной разума или высотой социального положения, а только лишь степенью покорности Богу и праводностью жизни.

    Основные требования ислама также предписывают в Коране, каким образом можно удерживаться от соблазнов: «Мы ниспослали тебе книгу для того, чтобы ты разъяснил им то, в чем они разногласят, — прямой путь и милость для людей верующих» (16:66); «Следуйте за лучшим, что ниспослано вам от вашего Господа, раньше чем придет к вам наказание внезапно, когда вы и не знаете» (39:56). Исламское богословие предписывает в Священных Преданиях воздерживаться от зависти, гнева, тщеславия, самодовольства и подозрительности, призывая выискивать эти недостатки в себе, а не в окружающих, объявляя джихад этим и другим своим, а не чужим, порокам.?1

    Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 57, 62.

    Лари Р. М. Молодежь и нравственность. Баку, 1993. С. 79-104; Учение Будды. М., ]997. С. 38-39, 106, 117.

    Лари Р. М. Молодежь и нравственность. С. 71.

    Коран также осуждает неправедные желания (4:36); спекуляцию и ростовщичество (2:276); лицемерие (107:4-6); злословие и подозрительность (49:12); гордыню (31:17,18); разобщенность (6:154); невоздержанность (5: 81,89) В исламе причиной распространения злословия считается зависть, а также гнев, тщеславие, самодовольство и подозрительность.'2 Ислам осуждает идолопоклонство, выражающееся, в том числе, и в обожествлении вещей, к которым стремятся людские страсти: имущество, деньги, власть, господство, наслаждение, мода, общественное мнение, алкоголь, наркотики, талант известность, с помощью которых человек, как ему кажется, владеет положением, манипулирует судьбами людей и мнением общества."

    Смягчая языческий обряд, Коран отдает предпочтение замене кровной мести уплатой за пролитую кровь (диа). Исходя из этого установления, исламское законодательство за предумышленное несправедливое убийство человека рекомендует родственникам или опекунам убитого простить виновного, истребуя цену крови — диа. При убийстве непреднамеренном существует запрет для родственников потерпевшего на убийство преступника, а допускается лишь получение платы за кровь.

    Цена за пролитую кровь (диа) на начальном этапе ислама предусматривалась лишь за убийство. Впоследствии ее применение было расширено как ответственность за повреждение отдельных частей тела. Еще позднее мусульманское право установило штраф (диа) также за умерщвление и причинение увечий домашним животным.™

    В соответствии с учением ислама, люди не создают законы, а применяют божественные законы на практике. Коран зачастую приравнивается к конституциям мусульманских стран. Библия не является таковой для стран христианского мира, хотя и допускающих влияние источников христианства на органы государственной власти.


    Please publish modules in offcanvas position.