Преступность среди социальных подсистем - 4. Криминологическое воздействие на негативные религиозные факторы

    Содержание материала

    4. Криминологическое воздействие на негативные религиозные факторы

    Христианство, преобладающее в России количественно (свыше 80% верующих россиян — представители Русской православной церкви), имеет самые низкие качественные показатели, что объясняется преобладанием в конфессиях традиционно верующих над крестившимися по убеждению.

    Центры психологической коррекции девиантного поведения имеют возможность в ряде случаев выявлять, информируя об этом правоохранительные органы, экстремистские организации религиозной направленности, некоторые члены которых по собственной инициативе или по инициативе родственников обращаются за помощью. Психиатрические центры обычно реагируют на факты суицида, что нередко бывает связано с деятельностью сатанинских формирований.

    Несмотря на незначительное количество фактов позитивного воздействия различных субъектов профилактики на религиозное мировоззрение, их возможности по нейтрализации криминогенных влияний либо по снижению уровня негативного воздействия на правосознание отдельных слоев населения следует учитывать и стимулировать заинтересованным государственным органам.82

    Касторский Г. Л. 1) Вероустановления Корана об отрицании фундаментализма и вражды II Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. № 14; 2) Религия как антикриминогенный фактор нейтрализации социальных противоречий II Здоровье нации и национальная безопасность. М., 1995. С. 107-108.

    Касторский Г. Я, Смирнов А. Н. Социально-конфессиональная политика в области предупреждения преступности несовершеннолетних II Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: Тезисы докладов и выступлений. СПб., 1999 Ч. 1. С.181- 182; Касторский Г. Л. Криминологическое значение социально-экономической Деятельности конфессий в Санкт-Петербурге II Экономика и преступность. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1996. С. 139-143.

    Общественно-политические партии и движения с религиозной направленностью для современной России стали одним из новых явлений, хотя в дореволюционной России, особенно в период между двумя революциями, они были распространены. На 1 января 1999 г. их было уже более десятка: Общероссийская политическая общественная организация «Российская христианско-демократическая партия» (Российская христианско-демократическая партия); Общероссийская общественная политическая организация «Православная партия России»; «Всероссийское общественно-политическое движение "духовное наследие"»; Общероссийская общественная организация «Политическая партия "Союз христианских демократов России"»; Общероссийская политическая общественная организация «Партия духовного возрождения России»; Общероссийское политическое общественное движение «Духовно-патриотическое единство граждан России»; Общероссийская политическая общественная организация «Союз Христианское Возрождение»; Общероссийское политическое общественное движение «Всероссийский исламский конгресс»; Общероссийское политическое общественное движение «Рефах» — «Благоденствие»; Общероссийское политическое общественное движение «Спас»; Общероссийское общественное политическое движение «Славянский Собор России»; Общероссийское общественное политическое движение «За Веру и Отечество».^

    Исламские организации по своей суннитской природе по существу все являются религиозно-политическими, а буддизм далек от политики, если только это не псевдобуддизм.

    Для обеспечения целенаправленной деятельности перечисленных субъектов предупреждения указанных негативных явлений и для повышения ее эффективности представляется необходимым организовать координацию их усилий для решения криминологических задач. В настоящее время эту функцию отчасти выполняют отделы по связям с религиозными объединениями в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако, обследованные нами, такие отделы характеризуются небольшой штатной численностью, отсутствием четких полномочий и недостатком материальных возможностей. Их роль в объединении усилий общественных и государственных субъектов криминологической профилактики может быть весьма существенной. Попытки создания в некоторых регионах Координационного центра по работе с представителями религиозных конфессий и их участия в духовном развитии населения, включая вопросы социальной антикриминальнои профилактики, пока не привели к созданию таких центров, которые решали бы указанные задачи.

    Между тем данная нами характеристика указанных субъектов профилактики негативных явлений мировых религий показывает, насколько можно повысить эффективность их деятельности, если устранить разобщенность и несогласованность соответствующих действий в рассматриваемой сфере противодействия криминогенным влияниям.

    Назрела необходимость в разработке разумной конфессиональной политики, исключающей возможность проповедования учений и взглядов, имеющих антихристианский характер, сопровождающихся агрессивными и аутогенными действиями.

    В данном отношении первостепенное значение приобретает деятельность отделов регистрации религиозных объединений (отделов по делам общественных и религиозных объединений) главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации в ее субъектах. Обследование таких отделов показало, насколько несерьезное внимание государство уделяет этой работе. Помимо регистрации религиозных объединений, в функции отделов с небольшим штатом работников также входят: юридический анализ уставов этих объединений с точки зрения соответствия их действующему законодательству; изучение вероисточников конфессий; осуществление контроля за соответствием деятельности конфессий их уставам и действующему законодательству; подготовка материалов для ликвидации религиозной организации; подготовка к судебным процессам по иску конфессий, которым отказано в регистрации, и участие

    в этих процессах.

    Недостаток сил и средств для решения указанных задач влияет на качество их реализации, а данные обстоятельства способствуют легализации деятельности экстремистских религиозных формирований, прикрывающих свою незаконную деятельность вполне приемлемыми формальностями.

    Другой проблемой в деятельности регистрирующих органов является несовершенство соответствующего законодательства и отсутствие практики его применения. Анализ данной проблемы еще более

    Клейменов М. П. Духовное здоровье нации и правопорядок II Здоровье нации и национальная безопасность. Международная конференция. М., 1994. С. 92.

    обнажает ее глубину и растерянность сотрудников органов юстиции относительно вопросов конфессиональной политики, которая в государстве находится в стадии становления..

    Возникающие в деятельности органов юстиции ошибки могут быть предотвращены проведением религиоведческой экспертизы. Однако постоянно действующие советы по проведению такой экспертизы во многих регионах отсутствуют.


    Please publish modules in offcanvas position.