Борьба с наркоманией в современной России - Общественные формы борьбы с наркотиками

    Содержание материала

    Общественные формы борьбы с наркотиками

    Вместе с формированием системы лечения зависимых от алкоголя и наркотиков в эти годы широко распространяются общественные формы борьбы вначале с пьянством и алкоголизмом, а затем, по мере актуализации проблемы, и с наркотиками. В соответствии с Постановлением Правительства 1972 г. стали создаваться общественные комиссии при всех исполкомах областных, городских, районных, сельских и поселковых Советов народных депутатов, на крупных промышленных предприятиях, в строительных организациях, совхозах и колхозах.

    В целом, период 1970-1980-х годов можно назвать этапом введения политики «борьбы с наркотиками» в России: происходит ужесточение официальных подходов к пониманию причин и способов борьбы с наркоманией в стране и правовых реакций на это явление. Эта тенденция лежала в русле общей политики советского государства того времени, направленной на борьбу со злостными нарушителями «норм социалистического общежития». Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией» лица, больные наркоманией, были обязаны проходить лечение в условиях стационара или наркологического диспансера. Больные, уклоняющиеся от лечения либо нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития, подлежали по решению суда направлению в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП)14 для принудительного лечения на срок от года до двух лет (при этом токсикомания не могла быть основанием для принудительного лечения). Эти специальные наркологические учреждения (ЛТП) находились в ведении МВД СССР, и в них больные получали медицинскую помощь и проходили «курс социально-трудовой реабилитации» - работали на важных экономических объектах, выполняя, как правило, самую черную неквалифицированную работу. Таким образом, система принудительного лечения, наркомании и алкоголизма, сформировавшаяся в 1970-е годы, помимо медицинского воздействия, преследовала цель изолирования на определенный срок наркоманов и алкоголиков, совершающих антиобщественные поступки. Известно также, что накануне Олимпиады 1980 г. был установлен план очистки Москвы от пьющих людей; выполняя этот социальный заказ, их принудительно отправили в ЛТП15.

    По мнению некоторых авторов, сама по себе система ЛТП обладала значительными недостатками: часто в нее попадали не алкоголики и наркоманы, а обычные в меру пьющие советские граждане. С точки зрения наркологов, лечебно-трудовая система характеризовалась минимальным участием психотерапевтов, недостаточной реабилитационной работой, организацией трудотерапии зачастую без учета особенностей пациента, нередко излишне строгим (фактически тюремным) режимом. Правовой же статус лиц, находящихся на лечении в ЛТП, был во многом схож с правовым статусом лиц, отбывающих наказание за совершение уголовного преступления: на содержащихся в ЛТП не распространялось законодательство о трудовом договоре, об отпусках, о дисциплинарных взыскания, о порядке разрешения трудовых споров, об уплате взносов на социальное страхование, об обеспечении всеми видами пособий по государственному страхованию и т.д. Как и при отбывании уголовного наказания в исправительно-трудовом учреждении (ИТУ), Указ предусматривал возможность сокращения срока пребывания в ЛТП, но она не распространялась на лиц, повторно направленных на лечение. Кроме того, в УК РСФСР побег из ЛТП или с пути следования туда считался делом уголовным17. Именно поэтому некоторые авторы пишут о низкой эффективности ЛТП из-за откровенно пенитенциарного характера этих заведений. Тем не менее ЛТП просуществовали до начала 1990-х годов. Сеть учреждений принудительного лечения больных наркологического профиля была развернута в основном для взрослого населения, однако позже, б августа 1986 г., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были организованы лечебно-воспитательные профилактории (ЛВП) для больных наркоманией от 16 до 18 лет, уклоняющихся от обязательного лечения или продолжающих употреблять наркотики после лечения. Направление в них мог дать только суд на срок от 6 месяцев до 2 лет. В них режимную работу осуществляли сотрудники внутренних дел, лечебную - врачи, педагогико-воспитательную - специалисты системы образования. Сегодня работу этих структур исследователи оценивают по-разному: как положительно, так и отрицательно.

    Складывающаяся в начале 1970-х годов нарко-обстановка в обществе и исправительных учреждениях (ИУ) привела к принятию партийными органами, МВД и Министерством здравоохранения ряда необнародованных мер. Так, в 1973 г. в России под грифом «совершенно секретно» начали создаваться исправительные колонии специализированного типа для принудительного лечения и содержания осужденных наркоманов. Это может свидетельствовать о росте числа наркозависимых среди заключенных в ИТУ и необходимости выделения для них отдельных организационных структур («лечебно-исправительных»). С другой стороны, анализ изменений уголовного права в эти годы позволяет связать значительный рост числа наркоманов среди осужденных с произошедшим в 1970-е годы ужесточением уголовной политики в отношении потребителей наркотических средств.


    Please publish modules in offcanvas position.