Борьба с наркоманией в современной России - активизация «борьбы с наркоманией» на высших уровнях

    Содержание материала

    активизация «борьбы с наркоманией» на высших уровнях

    С точки зрения антинаркотической политики государства этот этап можно назвать временем дополнений и исправлений, поскольку он характеризуется серьезными попытками выработки государственной стратегии по противодействию наркотизации населения. В целом, по мнению многих специалистов, новый этап антинаркотической политики в России связан с выборами президента В. Путина. Если основной темой антинаркотической риторики Б. Ельцина была «консолидация усилий в борьбе с наркоманией», то В. Путин определил наркоманию как национальное бедствие, а противодействие наркомании как одну из наиболее приоритетных задач государства.

    Главное отличие этого этапа - активизация «борьбы с наркоманией» на высших уровнях: в министерствах, ведомствах, в Государственной думе и Совете Федерации. Активность законодательных органов РФ проявилась в усилении работы комитетов Госдумы, занимающихся вопросами распространения наркомании в России (до 2000 г. - Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, с 2000 г. - вновь созданный Комитет по профилактике беспризорности, безнадзорности и наркомании) и призванных, помимо прочего, готовить парламентские слушания по тем или иным социальным проблемам. Результатом работы законодателей являются рекомендации, служащие основной для разрабатываемых законопроектов. Усиление законодательной активности в этот период наглядно подтверждается тем фактом, что с 1999 г. по 2001 г. в Государственную думу поступило 11 законопроектов по решению проблемы наркомании. По результатам парламентских слушаний «О мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и подростков», состоявшихся 21 мая 2002 г., были разработаны и внесены предложения, помимо прочего, по ужесточению наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, вовлечением несовершеннолетних в наркоманию и криминал. Предложения других парламентских слушаний и круглых столов в Госдуме касались также изменений законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в том числе законов, установливаюших административную ответственность за немедицинское потребление наркотиков, за пропаганду их потребления. Обсуждалась необходимость внесения изменений и дополнений в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В конце 1990-х многие эксперты отмечали целенаправленное выделение средств на реализацию антинаркотических программ. Так, объем финансирования Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия


    злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы» по сравнению с аналогичной программой на 1999 - 2001 гг. был увеличен более чем в 3 раза.

    Еще одна тенденция данного этапа антинаркотической политики - усиление роли православной церкви в сфере антинаркотической деятельности. Представители православной церкви начинают активно включаться в заседания, круглые столы, проводимые по вопросам противодействия распространению наркомании в России. Интервью с архиепископами и священниками о возможностях участия церкви в борьбе с наркоманией появляются на государственных антинаркотических сайтах и т.д. Это может быть объяснено общей тенденцией роста влияния церкви в современной политической жизни России по сравнению с предыдущими десятилетиями. В сфере противодействия наркотизации во второй половине 1990-х церковь начинает играть все большую роль в реабилитации наркозависимых (в частности, образуются и довольно успешно работают реабилитационные религиозные общины для наркоманов во многих регионах России), и эта тенденция находит поддержку у государства (например, помощь в их финансировании). Подводя итог, отметим, что произошедшая после 1991 г. качественная трансформация всех сфер жизни российского общества затронула и систему государственной антинаркотической политики. В целом был взят курс на все большую ее либерализацию. Ослабление государства в начале 1990-х привело к уменьшению роли государственных структур в антинаркотической работе и появлению новых, негосударственных, форм антинаркотической активности. В конце 1990-х годов после избрания В. Путина на пост президента наблюдается обратный процесс - укрепление государства, и, как результат, усиление роли государственных органов и структур в антинаркотической государственной политики.

    В данной главе была сделана попытка рассмотреть этапы распространения наркотиков и их употребления в России с древних времен до наших дней, а также реакции российского государства на эту проблему в разные периоды его исторического развития. При этом изменение основных типов правового государственного реагирования анализировалось с точки зрения социологии права - в центре внимания было не изменение законодательства и других правовых актов в сфере противодействия государства незаконному обороту наркотических средств, а социальный контекст, в котором происходило их принятие. Такой подход к изучению проблемы реакций российского государства на распространение наркотизма позволил описать систему трансформации российского антинаркотического законодательства и попыток решения государством этой проблемы, а также понять, как антинаркотические реакции были связаны с социально-политической и экономической жизнью российского государства и общества. Почему антинаркотические реакции государства в постсоветской России принимали те или иные формы и выражались в принятии (или непринятии) правовых актов, постановлений и законов? Для более глубокого понимания этой проблемы необходимо применить основные положения теории социального конструирования. Именно при помощи этой теории мы попытаемся осмыслить, какие социальные силы присутствовали на арене антинаркотической деятельности, какие интересы преследовались ими и какими ресурсами они обладали для реализации этих интересов.


    Please publish modules in offcanvas position.