Борьба с наркоманией в современной России - 2.2. Политические трансформации в Ульяновской области как фактор антинаркотической деятельности в регионе

    Содержание материала

    2.2. Политические трансформации в Ульяновской области как фактор антинаркотической деятельности в регионе

    Происходившие изменения в сфере региональной антинаркотической деятельности необходимо рассматривать в рамках тех социально-политических процессов, которые имели место в 1990-е годы. Формирование социальной политики на уровне региона - новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ (1991 г.) регионы не являлись самостоятельными носителями социально-экономических отношений и не представляли собой самостоятельных субъектов региональной политики. Решение проблем отдельных областей, как и реализация региональной социальной политики в целом, до 1991 г. осуществлялось по сформулированным центром правилам. Трансформации как административных единиц в субъекты Федерации во многом способствовало получение регионами относительной экономической самостоятельности: появилась возможность формировать областные бюджеты, используя местное налогообложение и распределять средства в зависимости от собственных нужд и потребностей. Решение о формировании бюджета области отныне принималось на заседаниях Федерального собрания области (законодательная власть на уровне субъекта Федерации), а средства делились между областным и городским бюджетами. Распределением последнего занималась Городская дума (законодательная власть на муниципальном уровне). Помимо того, большинство регионов имело возможность получать средства из федерального бюджета на решение собственных социальных проблем (наиболее распространенным способом получения федеральных средств является участие в определенной федеральной целевой программе).

    Второй особенностью региональной политики начала 1990-х является отсутствие четких и отработанных механизмов установления отношений между городскими и областными властями. После 1991 г. были приватизированы все предприятия, ранее находившиеся в государственной собственности, при этом часть из них стала собственностью муниципальной, часть - собственностью области. Также появилась возможность устанавливать договорные отношения между городской и областной администрациями и перераспределять права и обязанности относительно этих предприятий. В тех областях, где отношения были «хорошими» (где губернатор и мэр смогли договориться между собой, например, в Ульяновской области), часть муниципальной собственности (как правило, наиболее рентабельные предприятия) отошла области, в результате чего прибыль от их функционирования пополняла областной бюджет. В целом, не существовало никаких законов регулирования этих отношений, что, естественно, привело к конфликтам во многих субъектах Федерации. Пытаясь разрешить сложную ситуацию, регионы начинают принимать местные законы, регулирующие отношения между областными и городскими органами власти. Проблема вынужденного урегулирования правовых основ функционирования регионов решалась на протяжении всех 1990-х годов, значительно снижая эффективность разрешения острых экономических и социальных проблем регионов.


    Please publish modules in offcanvas position.