Борьба с наркоманией в современной России - 3.2. «Альтернативные» субъекты антинаркотической политики и их дискурсы наркотизма

    Содержание материала

    3.2. «Альтернативные» субъекты антинаркотической политики и их дискурсы наркотизма

    Особенностью российской государственной антинаркотической политики конца 1990-х годов является включение в антинаркотическую деятельность наряду с государственными структурами (милицией и органами МВД, государственной наркологией), определявшими контуры антинаркотической политики советского государства на протяжении XX века, широкого круга негосударственных (общественных и политических) организаций. Естественно, что новая ситуация необходимости взаимодействия государственных органов с «альтернативными» антинаркотическими акторами во второй половине 1990-х не могла не сказаться на развитии антинаркотического права в России. В данном параграфе будут рассмотрены процессы возникновения и становления «альтернативных» дискурсов наркотизации, появление презентируюгцих их субъектов, пространство дискурсивной борьбы между «традиционными» и новыми антинаркотическими акторами, возникшими в России во второй половине 1990-х годов, а также роль, которую сыграли антинаркотические НГО в формировании государственного антинаркотического права. Прежде всего в начале 1990-х появились нормативно-правовые механизмы обеспечения деятельности общественных объединений: было существенно обновлено законодательство, регулирующее их активность. Хотя в отдельных нормативных актах советского периода признавался статус организаций, действующих в общественных интересах, лишь в 1993 г. Конституция РФ гарантировала свободу деятельности общественных объединений и право граждан на объединение (ст. 30). С принятием Гражданского кодекса РФ (вступил в силу 1 января 1995 г.) нормы о некоммерческих организациях сведены в единый раздел «Некоммерческие организации» (ст. 116-123, параграф 5, глава 4). Здесь представлен перечень видов НКО, узаконены основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов НКО, порядок получения и использования ими имущества и другие нормы. Основополагающие в этой сфере Законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» введены 25 мая 1995 г. и 12 января 1996 г. соответственно. Указанные законы сформулировали правовую основу для создания и деятельности широкого круга негосударственных некоммерческих объединений, а также способствовали заметному росту числа вновь создаваемых НКО. Также были приняты Федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. В этих нормативных документах закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество. Согласно данным Госкомстата, на 1 января 2002 г. в России было зарегистрировано около 600 тыс. некоммерческих организаций различных организационно-пра- вовых форм, ведущих деятельность в разнообразных областях социальной сферы. Для сравнения - число аналогичных структур в США в конце 1980-х годов составило 1 млн. 140 тыс.

    Таким образом, с начала 1990-х годов в антинаркотической политике общегосударственного уровня произошли кардинальные изменения в инфраструктуре, сформировалось законодательство, регулирующее развитие этой сферы, был юридически закреплен принцип равенства всех организационно-правовых форм проведения социальной политики и признано право на существование в социальной сфере негосударственных организаций.

    Следует отметить, что вторая половина 1990-х характеризуется декларированием на государственном уровне необходимости активного привлечения негосударственных организаций к реализации антинаркотической политики в России. Так, в материалах парламентских слушаний «О мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и подростков» от 21 мая 2001 г. говорилось: «Правительственной комиссии необходимо усилить координацию министерств и ведомств, органов власти субъектов Федерации, развивать взаимодействие с православной церковью, развивать сотрудничество с негосударственными организациями, вовлекать в борьбу с наркоманией представителей науки, искусства, интеллигенции». «Государство не всесильно решать это явление, поскольку это явление должно решаться всем миром или обществом» (Эксперт НИИ МВД, Москва, Интервью № 3, см. приложение).

    Данная идея о необходимости включения НГО в государственные антинаркотические программы подтверждается и на региональном уровне. Например, в целевой программе по Самарской области на 1999-2000 гг. в качестве одной из задач обозначено «улучшение взаимодействия между государственными организациями, органами местного самоуправления и общественными организациями». В Нижегородской программе 1999-2001 гг. отмечается: «Необходимо пересмотреть существующую систему взаимодействия между различными департаментами, комитетами, общественными и научными формированиями, религиозными конфессиями»6. В ряде программ представители негосударственного сектора выступают инициаторами и исполнителями отдельных направлений деятельности, в большинстве случаев - профилактики наркомании. Вместе с тем, степень признания общественных организаций может значительно отличаться в разных регионах.


    Please publish modules in offcanvas position.