Борьба с наркоманией в современной России - «Человеческий ресурс» ряда антинаркотических субъектов

    Содержание материала

    «Человеческий ресурс» ряда антинаркотических субъектов

    составляют специалисты, занимающиеся данной проблемой (как правило, это люди, лично столкнувшиеся с наркоманией, те, кому не безразлична эта проблема), а также бывшие пациенты, получившие знания и навыки из личного опыта во время прохождения курсов лечения и реабилитации. Это относится к многочисленным группам взаимопомощи (например, практикующим программу «12 шагов») по всей территории России. Общество «Россия без наркотиков» («Нарконон») сегодня состоит практически полностью из бывших пациентов, оставшихся после излечения для работы и помощи другим наркозависимым. В целом, активность волонтеров и общественная поддержка способны значительно повысить «человеческий потенциал» антинаркотических практик. Информационные ресурсы НГО также стали расширяться в конце 1990-х. Многие негосударственные антинаркотические организации начали создавать собственные информационные базы лечебных и реабилитационных центров в России и за рубежом, налаживать связи с этими центрами (например, главной задачей общественной организации «Матери против наркотиков» в Самаре является оказание информационной поддержки семьям, столкнувшимся с проблемой наркомании).

    Новые антинаркотические организации в последнее время начинают активно осваивать такие способы мобилизации ресурсов, как лоббирование своих интересов в законодательных и исполнительных органах. Так, наличие административных ресурсов позволило фонду НАН на протяжении 1990-х годов довольно активно сотрудничать с представителями законодательных органов. «На сегодняшний день на федеральном уровне мы работаем с несколькими депутатами. У нас есть вполне конкретные технологии, конкретные предложения законотворческого характера. И находя того или иного депутата, который согласен продвигать эти технологии, мы предлагаем ему проекты нормативных актов, которые он продвигает в Думу. В этом смысле мы выступаем лоббистами, а он является лоббированным лицом» (Сотрудник российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», Москва, Интервью № 9, см. приложение).

    Значительно расширить ресурсы новых антинаркотических акторов в современной России способна поддержка политических организаций. Есть примеры, когда средства, выделяемые на предвыборные кампании политических партий использовались для подготовки волонтеров, обучения специалистов, проведения профилактических антинаркотических мероприятий и акций. Некоторые политические партии за счет своих «партийных средств» нашли возможность открыть благотворительные фонды, например, Благотворительный фонд «Нижний без наркотиков» (при поддержке Союза Правых Сил), Благотворительный антинаркотический фонд «Единство» и др. Вместе с тем, такая поддержка носит эпизодический характер и актуализируется лишь в период предвыборных кампаний.

    Еще один ресурс - установление «хороших» отношений общественных организаций с местными властями. Вполне объяснимо, что привлечение НГО к реализации региональной антинаркотической политики, разрабатываемой «сверху» федеральными ведомствами и курируемой региональными государственными структурами, во многом зависит от позиции и желания региональных властей. При этом отношения между государственными и общественными структурами в сфере антинаркотической деятельности в разных регионах могут быть самыми разными: от традиционности и достаточно жесткой ориентации на исключительно государственные структуры до лояльности и поддержки общественных организаций. Этим обусловлены региональные различия в становлении партнерства в решении проблемы наркомании. Специфика этих различий предопределяется не остротой восприятия и признания проблемы, а социально-экономическим развитием региона и позицией («прогрессивностью») региональных властей, а также степенью развития общественных организаций в регионе. Например, программы «снижения вреда», не получив поддержки от московского правительства и московских властей, сконцентрировали свои усилия на продвижении своих программ в других городах России (особенно в Санкт-Петербурге). Этот же ресурс задействует фонд НАН, открывая свои представительства в разных городах России. При этом наиболее удачными являются ситуации совпадения общественных и государственных ресурсов (например, в г. Пермь главный нарколог города В. Соколов одновременно является руководителем Пермского отделения НАН).

    Несмотря на все своеобразие освоенных новых форм привлечения ресурсов и их мобилизации, в общем, именно бюджетные средства по-прежнему составляют основу антинаркотических мероприятий, проводимых негосударственными антинаркотическими объединениями. Именно поэтому их интеграция в антинаркотическую политику во многом определяется стремлением войти в состав участников государственных федеральных и региональных целевых программ, получить государственную поддержку. В ситуации отсутствия налаженных механизмов изыскания средств для реализации своей деятельности одним из наиболее эффективных способов продвижения собственных интересов для антинаркотических общественных организаций являются различные виды взаимодействия с государственными структурами с выделяемым финансированием. «Финансовой деятельности у нас нет, мы объединяем только, так скажем, человеческие ресурсы. ... И встал вопрос: кто оплачивает наши тренинги со школьниками? У директора на это денег нет. Мы выходили с нашими программами на мэрию дважды. И результат такой, что мы не имеем никакого государственного финансирования, потому что в мэрии нет структуры, которая бы оценила эти программы» (Сотрудник регионального самарского Фонда «Нет алкоголизму и наркомании», Самара, Интервью № 34, см. приложение).

    «Нет средств, нет денег, а желание что-то изменить есть. Да, я знаю, что существуют такие пути: устраиваются работать, скажем, в наркологический диспансер и пробивают свои программы под шапкой главных наркологов. Да, такие пути существуют. Но если бы я верила, что медицина может помочь наркоманам, если бы я верила...» (Сотрудник благотворительного фонда «Родители против наркотиков», Москва, Интервью № 10, см. приложение).

    Вместе с тем, опасность включения представителей негосударственных организаций в официальную систему антинаркотической деятельности состоит в том, что они теряют качества независимого оппонента, в то время как именно эта роль общественных организаций является наиболее ценной. В этой ситуации возникает вопрос, насколько деятельность общественных организаций может в подобной ситуации стать реальной силой в противодействии наркотизму в современной России.

    Рассмотрим основных «альтернативных» антинаркотических акторов, возникших в России во второй половине 1990-х, ключевые направления их деятельности, степень активности, а также реакцию государственных структур на их деятельность, во многом, как оказывается, определившей место и роль этих субъектов в российской антинаркотической политике. Одними из основных практических стратегий «альтернативных» акторов являются программы «снижения вреда», а также новые программы реабилитации (например, программа «12 шагов», реализуемая различными общественными и религиозными группами). В фокусе нашего внимания будет как история возникновения и реализации «альтернативных» антинаркотических стратегий в России, так и идеологии, лежащие в их основе.


    Please publish modules in offcanvas position.