Борьба с наркоманией в современной России - Последующее изменение антинаркотического законодательства

    Содержание материала

    Последующее изменение антинаркотического законодательства

    также во многом определялось правоохранительными силами. Так, Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения были основными участниками обсуждения и разработки первого антинаркотического целевого Федерального закона 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Именно между данными ведомствами и происходил своеобразный «раздел сфер влияния». Перед принятием этого закона сложилась ситуация противостояния между законопроектами, предложенными НИИ наркологии и МВД. В результате победил вариант законопроекта МВД, что выразилось в содержании закона и сказалось на кадровых перестановках внутри Министерства здравоохранения (так, был снят с должности директор НИИ наркологии): «...в 1998 году был принят закон, но не наш, а по другому законопроекту. У нас был свой закон, и мы его пытались пробивать. И у нас даже были очень крупные силы ЗА НАМИ, как нам казалось. Но потом оказалось, что этот, закон не воспринят... и нам была объявлена война, и были приняты репрессивные меры, и наш директор Института наркологии из-за этого тогда полетел» (Сотрудник организационно-методического отдела НИИ наркологии, Москва, Интервью № 5, см. приложение).

    В результате, как утверждают специалисты, «... этот закон не учитывает нарождающейся частный наркологический сектор» (Сотрудник отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Минздрава России, Москва, Интервью № 4, см. приложение).

    Один из основных авторов закона, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по охране здоровья Б. Максимов вынужден был публично признать, что при подготовке законопроекта «МВД выкручивало разработчикам руки». Наличие властных ресурсов, таким образом, позволило МВД принять такой вариант закона, который, по мнению директора альянса «Новая наркополитика» JI. Левинсона, стал политическим обоснованием происходящих в стране наркорепрессий.

    Кроме того, в конце 1990-х годов Госдумой был отвергнут законопроект, предусматривающий создание единого Федерального органа по борьбе с немедицинским потреблением и незаконным оборотом наркотических средств, что могло произойти по причине межведомственного противоборства (между Минздравом и МВД) за сферы влияния в антинаркотической деятельности. Создание в конце 2002 г. единого федерального центра в сфере антинаркотической политики именно в рамках МВД стало возможным только после значительной консолидации силовых структур и усиления их веса после избрания В. Путина Президентом России.

    Дискурсивная криминализация наркопотребления в конце 1990-х привела к принятию ряда существенных «выгодных» правоохранительным органам поправок к существующим законам. Так, в 1997 г. Постоянным комитетом по контролю наркотических веществ под влиянием МВД были существенно снижены размеры количеств наркотических средств, обнаружение которых являлось достаточным для возбуждения уголовного дела. В результате в 1997- 1998 гг. было возбуждено огромное количество уголовных дел, с расследованием которых уже к середине 1997 г. перестали справляться следственные подразделения. Доля наркопреступлений в общем массиве преступлений возросла более чем в 2 раза - с 3,7 % в 1996 г. до 8 % в 1997 г. При этом упал показатель доли выявленных преступлений, связанных со сбытом наркотиков, хотя именно этот показатель характеризует эффективность работы правоохранительных органов. Согласно текстам стенограммы круглого стола «Коррупция - основная составляющая незаконного оборота наркотиков в России», проходившего в Государственной думе РФ 22 ноября 2000 г., «в 1997 г. в России за приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта было осуждено 63 458 человек, в 1998 г. - 83 253, в 1999 г. - 91 763 человек, при этом доля осужденных торговцев наркотиками стремительно падает». Согласно JI. Левинсону, ответственному секретарю Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте России, в 1998 г. потребители (или лица, не имеющие отношения к распространению) составляли около 70 % от общего числа осужденных за незаконный оборот наркотиков. Это число не включало в себя изготовителей (изготовляющих для себя) и потребителей-перевозчиков, составляющих еще примерно 20 %. Данная тенденция продолжает сохраняться и сегодня, поскольку общество продолжает жить по тем же законам, что были приняты в середине-конце 1990-х. При этом в следственных изоляторах Москвы преобладают именно люди, арестованные по 228-й статье. При этом мерой их пресечения является нахождение под стражей, а не подписка о невыезде. По нескольку месяцев они проводят в следственных изоляторах, состояние которых сегодня оценивается как ужасное.

    Следовательно, согласно действующему сегодня в России Уголовному кодексу, уголовные меры применяются в основном к лицам либо страдающим наркоманией, либо периодически употребляющим наркотики, тогда как основной целью борьбы, по мнению самих же правоохранительных органов, является пресечение организованного распространения наркотиков.


    Please publish modules in offcanvas position.