Борьба с наркоманией в современной России - 3.3. Наркопаника и институционализация антинаркотической политики в 2000-2004 гг

    Содержание материала

    3.3. Наркопаника и институционализация антинаркотической политики в 2000-2004 гг.

    Итак, в предыдущих подглавах были рассмотрены действия различных антинаркотических акторов по формулированию и выдвижению утверждений-требований, а также лежащие в основании их деятельности интересы. Это позволило нам предположить, что в конце 1990-х годов «традиционные» субъекты были вынуждены объединяться в противодействии возникающим новым «альтернативным» акторам. Объединение усилий правоохранительных органов и медиков в этой борьбе позволило им (не без участия масс-медиа и иных каналов убеждения и давления на общественное мнение) еще более утвердить в обществе выгодные им дискурсы наркотизма и представления о системе прав и обязанностей государственных и негосударственных структур в сфере противодействия наркотизму. Это значительно укрепило их властные позиции на антинаркотической сцене в начале 2000-х годов, повлияв на изменение общественного мнения в сторону необходимости принятия жестких прогибиционистских мер «борьбы с наркотизмом». В принятых в начале 2000-х нормативных актах ведущие позиции были закреплены именно за государственными антинаркотическими структурами, в чьих руках оказалось право контролировать и определять степень участия и активности антинаркотических НГО. Все это еще более отодвинуло «альтернативные» общественные организации от активного участия в формировании и определении антинаркотической политики в России, поскольку их понимание системы правовых отношений значительно отличалось от понимания этих отношений государственными органами.

    Данный параграф посвящен описанию тех социальных процессов, благодаря которым стало возможно подобное укрепление позиций государственных антинаркотических структур в начале 2000-х. С одной стороны, особенности антинаркотической политики в эти годы оказываются в значительной степени связанными с общими изменениями и новыми условиями социально-политической ситуации в стране. С другой стороны, события начала 2000-х могут рассматриваться как продолжение (и даже результат) действий «традиционных» антинаркотических органов в конце 1990-х годов по привлечению внимания населения к проблеме наркотизма. В данном разделе будет показано, каким образом происходило формирование правовых отношений в антинаркотической сфере в это время и к каким социальным и институциональным трансформациям это привело.

    Прежде всего, необходимо отметить возникновение новой волны наркопаники в начале 2000-х годов. Для этого времени характерно активное обсуждение остроты проблемы наркомании на всех уровнях: значителен был поток медиа- сообщений на данную тему, способы решения проблемы активно обсуждались законодателями всех уровней, появилось огромное количество научной и на- учно-популярной литературы по проблеме. Характерной особенностью новой волны наркопаники является значительное снижение официальных показателей темпов роста наркотизации по сравнению с серединой, и даже концом 1990-х годов. Так, по официальным данным, по сравнению с 1999 г., к началу 2003 г. число молодежи и подростков, употребляющих наркотические вещества, снизилось на 34%.

    «В последнее время ситуация улучшилась: это мы видим по статистике 2000, начала 2001 года, что сокращаются темпы прироста злоупотребления. Особенно среди молодежных групп» (Сотрудник отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Минздрава России, Москва, Интервью № 4, см. приложение).


    Please publish modules in offcanvas position.