Борьба с наркоманией в современной России - Влияние понятия «болезнь»

    Содержание материала

    Влияние понятия «болезнь»

    имеет важное, хотя и неявное и непрямое, воздействие на понимание того, что есть наркомания на государственном уровне. Если наркомания - это «заразная болезнь» и «эпидемия», то вполне естественно, что больной не вправе решать самостоятельно, лечиться ему или нет. Лечение, исходя из протекционистской позиции, осуществляется не для личного блага «больного», а во благо всего общества (стратегия общественного здоровья). Одним из практических шагов, предлагаемых носителями данного дискурса, является введение обязательного медицинского освидетельствования населения на предмет потребления наркотических веществ. Так, например, в июле 2003 г. Московская городская дума разработала законопроект о практически поголовном освидетельствовании населения на предмет употребления наркотиков. Необходимо также отметить, что идею принудительного медицинского тестирования, согласно опросу исследовательской группы «ЦИРКОН», поддерживают 56,8 % москвичей. «Партия жизни», возглавляемая спикером Совета Федерации С. Мироновым, организовала в 2003 г. эксперимент в ряде московских школ: вместе с аттестатом выпускникам выдают антинаркотический сертификат по результатам успешно сданного обязательного тестирования. Как заявил летом 2003 г. депутат Мосгордумы М. Москвин-Тарханов, «если мы будем с помощью тестирования «ловить» подростка на стадии пробования, 95% из них перестанут баловаться наркотиками». И даже признание того, что данная стратегия борьбы с наркоманией (включающая, например, право работодателя отправлять сотрудников на принудительное тестирование) открывает путь злоупотреблениям и коррупции, не перевешивает угрозы «всеобщей наркотизации».

    Еще одним элементом медикализирующей стратегии является призыв к введению или оправданию принудительного лечения наркозависимых. Сегодня представление о том, что принудительное лечение является эффективным, разделяется многими экспертами, несмотря на прошлый советский опыт и данные, свидетельствующие об обратном.

    «Даже, например, если школьник пойман учителем, и он находится в состоянии наркотического опьянения, то в реальности его нельзя насильно заставить отправиться в наркодиспансер на лечение. Были раньше механизмы - теперь разрушены. Вы понимаете, чтобы насильно заставить, надо иметь определенный арсенал правоприменительных действий. Раньше это были ЛТП. Или лечебно-воспитательные профилактории. Сейчас мы не можем применить правоприменительную практику, не можем заставить. Заставить можно только с применением Закона. ...Я считаю, что лучше людей отправлять в лечебно-трудовые профилактории, чем сажать в тюрьму. Как это сейчас происходит по факту» (Сотрудник отделения детской и подростковой наркологии НИИ Наркологии Минздрава России, Москва, Интервью № 4, см. приложение).


    Please publish modules in offcanvas position.