Борьба с наркоманией в современной России - Как показали результаты опроса экспертов в области антинаркотической политики в Ульяновске в 1999 г.,

    Содержание материала

    Как показали результаты опроса экспертов в области антинаркотической политики в Ульяновске в 1999 г.,

    руководство областных и городских отделов образования не считали наркоманию исключительной проблемой в ряду других негативных проявлений социального поведения - алкоголизма, табакокурения,

    правонарушений40. Такое понимание проблемы отразилось и на структуре городского управления образования. Вопросы, связанные с проблемой наркомании, находились в ведении отдела организационно-педагогического обеспечения и инспектирования, основной задачей которого являлся контроль деятельности городских и районных отделов образования. Самой же проблематикой подростковой наркомании занимался всего лишь один специалист отдела, отвечающий за мероприятия по охране здоровья и профилактике правонарушений школьников. Таким образом, второстепенное значение профилактики наркомании в школах подчеркивается уже на уровне организационной структуры: в конце 1990-х в отделах образования в Ульяновске не только не существовало отдельного направления деятельности, но и конкретного специалиста, курирующего этот вопрос. По этой причине профилактические программы, разрабатываемые управлением образования, не носили сугубо «антинаркотического» характера, а были (с точки зрения антинаркотической профилактики) «размытыми» и охватывали все негативные проявления в поведении школьников сразу41. Более того, представители контролирующих органов образования были убеждены, что школа не должна заниматься «детьми-наркоманами», таких детей надо отдавать в «специальные ведомства», например, в центры здоровья семьи или наркологический диспансер. Школе посильна лишь первичная профилактика потребления наркотиков (наряду с другими негативными проявлениями), соответственно управление образования должно заниматься разработкой методических указаний по первичной профилактике и контролем за их выполнением. Схематически данный актор представлен на схеме 3:

    Схема 3. Схема антинаркотической деятельности гороно

    40                                         Кремнева Н. Молодежная наркомания и ответственность общества: социальные реакции вместо социальной политики / Героинашеговремени. Социологические очерки/ Под ред. E.JI. Омельченко. - Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2000, с.171.

    41                                         Там же, с.172.


    Таким образом, отдел образования городской администрации может быть назван одним из наиболее активных в конце 1990-х годов антинаркотических региональных акторов. Однако отсутствие нормального финансирования и общего понимания глубины проблемы, а также комплексного продуманного подхода к ее решению делали предпринимаемые гороно и городской администрацией меры лишь отдельными шагами, не способными принести каких-либо ощутимых результатов.

    В большинстве регионов России функции первичной профилактики наркомании возлагались на различные центры помощи населению. По сравнению, например, с Татарстаном и Самарской областью, в Ульяновске сфера социально-психологической помощи была развита довольно слабо. Начиная с 1995 г. в регионе открывается несколько областных Центров помощи жителям. Так, в феврале 1995 г. был образован Центр психологической помощи населению. Его открытие не было напрямую связано с проблемой наркомании, предполагалось оказание психологической помощи по широкому ряду вопросов. В эти же годы начал свою работу областной медико-педагогический Центр для подростков и молодежи. Также был открыт областной Центр помощи семье и детям, подчиняющийся областному Комитету по делам семьи (центр проводил очные консультации). Под эгидой Комитета по делам семьи областной администрации также начал функционировать Центр полового воспитания и сексуального просвещения при городской больнице, занимающийся выпуском брошюр по сексуальному воспитанию, пропаганде безопасного секса и т.д. Можно предположить, что открытие этих центров в 1990-х годах в Ульяновске явилось результатом активности психологов-выпускников педагогического и Ульяновского государственного университетов, ищущих новые сферы применения своих сил, а также наличием у них связей с представителями городских и областных структур власти.

    Как показало исследование, проведенное в Ульяновске в 1999 г., деятельность разных центров, занимающихся, помимо прочего, профилактикой наркомании в регионе, была абсолютно не скоординирована. Подчас специалисты из одного центра не только не знали о направлениях и специализации деятельности других, но и не подозревали об их существовании. Типичной была ситуация, когда в различных центрах одновременно разрабатывались свои программы профилактики, не связанные и не соотносимые друг с другом. Так же локально они и реализовывались. Существовало определенное недоверие к известным профилактическим антинаркотическим программам, разработанным в Москве и Санкт-Петербурге; местные специалисты были склонны «изобретать велосипед», создавая свои авторские методики. Вопрос повышения квалификации специалистов в таких центрах в большинстве случаев оказывался личным делом каждого. Для самих же центров финансирование подобных мероприятий было довольно проблематичным. В результате многие идеи психологов, социальных работников, педагогов, наркологов реализовывались либо в отдельно взятых центрах, школах, группах, либо не реализовывались совсем. В области антинаркотической профилактики деятельность этих центров включала в себя анонимное консультирование, телефоны доверия, проведение круглых столов по разным психологическим проблемам, занятия лечебной гимнастикой с наркоманами, беседы с родителями, издание специальных пособий для родителей, работу в информационно-тренинговых группах самопомощи родственникам наркозависимых.


    Please publish modules in offcanvas position.