Борьба с наркоманией в современной России - Глава 1 Российская, советская и постсоветская антинаркотическая политика: история развития/1.1. Проблема распространения наркотиков в России

    Содержание материала

    Глава 1 Российская, советская и постсоветская антинаркотическая политика: история развития/1.1. Проблема распространения наркотиков в России

    и первые государственные попытки ее регулирования (до 1917 г.)

    Употребление наркотиков является более характерным элементом культур Востока, однако Россия имеет свою историю отношений с наркотическими веществами, уходящую своими корнями в глубокую древность. Главным арсеналом, поставщиком лекарственных, обезболивающих и веселящих средств для человека многие века был растительный мир. В произрастающих на территории Древней Руси травах, мхах, ягодах и грибах содержалось огромное количество веществ, способных оказывать самое широкое воздействие на человеческий организм. Русская народная медицина всегда была богата знаниями об употреблении тех или иных веществ растительного происхождения (в том числе и ядосодержащих) в лечебных целях. Практически каждый крестьянин знал целебные свойства большинства произрастающих в его географической полосе растений.

    В основном, ядо- и наркосодержащие растения использовались на Руси в качестве обезболивающих средств. Например, при головных и глазных болях в Вологодской губернии употребляли один из видов лютика - лютик ядовитый, который оказывал, по мнению крестьян, очень сильное действие, оттягивающее боль. Его употребляли от лихорадки, а в Тверской и Вятской губернии пили от удушья, сердцебиения. Были отмечены случаи, когда раны и язвы, произведенные этим ядовитым растением, были причиной смерти. Вех ядовитый в Казанской губернии употребляли от боли сердца. В средней Азии и на юге Казахстана традиционно возделывали мак для изготовления опия, а также наркотического отвара (кокнар, или кукнар), который использовали как успокаивающее, тонизирующее средство и как лекарство от разных заболеваний. В Забайкалье семена мака, отваренные в молоке, давали детям при прорезывании зубов, а отвар из семян применяли как снотворное. На Кубани ели семена мака при спазмах и судорогах в желудке. М.Д. Торэн считает, что русские крестьяне настолько хорошо изучили свойства различных трав, что даже при отравлении ядовитыми растениями знали, что надо брать в качестве противоядия. Так, например, в Тульской губернии при отравлении вехом ядовитым, что иногда случалось с детьми, путающими его с другими растениями, как противоядие использовались кислый квас, уксус и сок щавеля.

    Ядосодержащие растения использовались также в качестве одурманиваю- щих средств. И.Н. Пятницкая отмечает, что уже для первобытных племен было характерно стремление к элементарному удовольствию, источник которого был найден в растениях, содержащих наркотические вещества. Например, среди древних народов была достаточно широко распространена вера в божественность грибов. У народностей крайнего Севера, где растительный мир очень беден, существовали свои «наркоманические» традиции употребления красного мухомора (amanita muskaria). Об опьяняющих способностях этих грибов знали практически все обитатели Сибири. Даже те группы, которые сами не использовали мухомор, собирали его для продажи своим соседям. Грибы заготавливали впрок, высушивали, нанизывая на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки; тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. При их отсутствии любители грибов пили собственную мочу или мочу недавно наевшегося мухомора человека, а в некоторых случаях даже мочу оленей, пасующихся в грибных местах. Кроме мухомора, некоторые народности Сибири (больше всего - на Камчатке) употребляли борщевик сладкий (Heracleum dulce Fisch); обычно его жевали. Из него также делали сахар и готовили единственный на Севере традиционный наркотик на растительной и сахарной основе - вино. На дальнем Востоке в народной медицине и как опьяняющие препараты употребляли составы из корня женьшеня, борщевика сладкого, листьев багульника, веток можжевельника и некоторых других растений.

    Из исторических документов известно, что первобытный человек считал растения святыней и собственностью Бога, поэтому их употребление строго контролировалось колдунами, жрецами и шаманами, владевшими наиболее широким набором лечебных средств естественного происхождения. На Руси хранителями тайного знания были волхвы-кудесники, знахари, колдуны и ведьмы, чье ремесло уходит своими корнями глубоко в историю. Право употребления наркосодержащих растений имели только избранные (для остальных людей это было табу), а их самовольное употребление строго наказывалось.

    Считалось, что целебное средство необходимо держать в тайне: если о нем будут знать все, средство не подействует.

    Многие исследователи изучали использование растений с «магическими» свойствами как атрибут отправления древнейших верований и культов. Ими, в частности, указывается, что общение шаманов некоторых древних народностей современной территории России с духами происходило в состоянии экстаза, к которому они приводили себя, в том числе, при помощи наркосодержащих растений. Об использовании наркосодержащих растений (мухомора, белены, багульника, борщевика и др.) в шаманских камланиях гунчами, эвенками, якутами, проживающими на северо-востоке Сибири, упоминает А.В. Шаповалов. Листья багульника, например, бросали на раскаленную сковородку, и дым от него воздействовал на психику шамана. А.В. Шаповалов также указывает на частое употребление шаманами табака либо как средство достижения транса, либо как средство релаксации во время или после обряда. «У нас нет сведений о том, что бурятские шаманы в целях экзальтации употребляли ка- кие-то снадобья - курили табак и т.п., но совершенно бесспорно, что этому способствовало спиртное», - писал Т.М. Михайлов, изучавший другие этносы Сибири. А.Г. Данилин также пишет об использовании в европейской части мира ведьмами и гадалками растений с галлюциногенными свойствами (белладонна, белена и мандрагора). Многие травы, содержащие алкалоиды, считает он, могли добавляться «колдунами» в различные эмульсии и настойки: белый болиголов, крапчатка, кувшинка, лапчатка, серый морозник, ягоды белладонны и др. Например, барвинок (пятилепестковая фиалка), истолченный в порошок вместе с дождевыми червями, считался способным посеять пылкое чувство в душу мужчины. Особым образом приготовленный экстракт розы смешивался с ядом жабы и добавлялся в приворотное зелье. Приспосабливая растительный и животный мир под свои нужды, постепенно человек начал использовать их не только в лечебных и мистических целях, но и в своем быту. Так, например, считается, что традиция употребления конопли и масличного мака в России имеет глубокие корни. Лен и конопля стали выращиваться с развитием земледелия и огородничества в средней полосе, на Кубани и Северном Кавказе, в Поволжье, Западной Сибири и ряде других регионов, они использовались для производства многих необходимых в хозяйстве вещей. Например, из стеблей конопли и льна получали прочное волокно - пеньку, которое шло на изготовление морских канатов, парусины, веревок, пакли и др. Конопляное масло использовалось в пищу и

    было весьма популярно в России19. Жмых (прессованные выжимки конопли) использовался как ценный корм для скота. Р. Медведев также отмечает, что активная торговля конопляным маслом, джутом, канатами и иными продуктами конопли были традиционными направлениями русского экспорта, помимо меда, парусины и льна20. Жители Сахалина использовали ядосодержащие растения в охоте: они ходили на медведей со стрелами, пропитанными соком аконита21. Особое место среди веществ, оказывающих сильное влияние на состояние человека, занимает алкоголь. Алкогольные напитки известны с древнейших времен. По сравнению с недолгой историей потребления водки и других продуктов дистилляции (несколько сотен лет), история потребления вина насчитывает несколько десятков тысяч лет22. Еще древние люди обнаружили действие неочищенных продуктов брожения плодов и ягод, снимающих напряжение и усталость, улучшающих настроение и сон. На Руси вино стало известно с IX века, еще до принятия Христианства, при этом в X веке оно уже становиться обязательным ритуальным напитком23. Однако мы не будем подробно останавливаться на описании места алкоголя в быту и культуре Древней Руси, поскольку рассмотрению этой темы вот уже на протяжении нескольких веков посвящается огромное количество литературы24. Отметим лишь, что у каждого народа, проживавшего на территории современной России, существовали свои алкогольные традиции, обусловленные особенностями развития этих народов и этносов. Например, предки некоторых сибирских народов современной России (прамонголы и прабуряты) в глубокой древности научились изготавливать спиртные напитки из сподручных материалов, например, кобыльего молока25. Крепость молочной водки (или кумыса) не превышала 10-12 градусов. При этом долгое время меры социального контроля за употреблением алкоголя и наркосодержащих веществ осуществлялись прежде всего самим обществом без вмешательства государства. И. Такала отмечает, что «и в древности на Востоке, и в античном мире, и среди языческих народов Европы и Азии опьянение совершалось обычно как традиционное религиозное или историко- праздничное действие, обязательно коллективное и в строго определенные моменты: на тризнах, вакханалиях, в день осеннего и весеннего равнодей- ствия, на праздниках урожая и т.д.»26. Традиционная выпивка была

    19 Оно также часто использовалось в лекарственных целях, например, для лечения глазных болезней. В соединении с молоком, конопляное масло пили также от глистов, а его смесью с чесноком смазывали парши на голове. См.: Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. - СПб.: Литера, 1996, с.108.

    20Медведев Р. Прививка от наркомании. О русской традиции запрета наркотиков. - СПб.: Царское дело, 1999, с.Ю. 21 Корыгин С.А. Тигр под наркозом. Животные-наркотики-человек. - М.: Знание, 1991, с.183. 22Такала И. «Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России. - СПб.: Изд-во «Журнал «Нева», 2002, с.13. 23 Там же, с.21.

    24 См., напр.: Войнович И.А. Питейный вопрос: исследование в экономическом и финансовом отношениях. - СПб., 1876; Волков М.Я. Очерки истории промыслов в России: вт. пол. XVII - первая пол. XVIII вв. Винокурное производство. - М., 1979; Заиграев Г.Г. Общество и алкоголь. - М., 1992; Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. - М., 1989, Т. 2., М., 1991; Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993; Похлебкин В.В. История водки. - М., 1991; Романов П.В. Застольная история государства Российского. - СПб., 2002; и др. 23 О виноградстве не могло быть и речи, хлебопашество пришло очень поздно, а водка у бурят появилась после вхождения Бурятии в Россию, да и то не сразу: лишь во второй половине XIX века. См.: Миневич В.Б., Баранчик Г.М., Эрдэнэбаяр Л. Алкоголь у бурят и монголов. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994, с.4-9.

    Такала И. «Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России. - СПб.: Изд-во «Журнал «Нева», 2002, с.17.

    ритуализирована и подконтрольна. Это объясняется тем, что в древнем мире индивидуумы не воспринимали себя отдельно от общины, жизненный процесс представлялся как бесконечное повторение заданных обществом ролей и ритуальных поступков, человек не был способен отделить собственные деяния от поступков своих предков или соплеменников. Соответственно, можно предположить, что индивидуального пьянства в архаических обществах вообще не существовало.


    Please publish modules in offcanvas position.