Борьба с наркоманией в современной России - Ослабление монополии центра в антинаркотической сфере в начале 1990-х

    Содержание материала

    Ослабление монополии центра в антинаркотической сфере в начале 1990-х

    выразилось и в возникшем многообразии подходов к пониманию причин наркомании и способов решения этой проблемы (методов профилактики, лечения и реабилитации наркозависимых и созависимых). В целом, слово «плюрализм» наиболее точно характеризует постсоветскую политику в сфере противодействия наркотизации в первой половине 1990-х годов. Это касается информации, субъектов, занимающихся антинаркотической деятельностью, восприятия самой проблемы в обществе, методов антинаркотической работы.

    При этом одни из первых попыток государственного регулирования проблемы наркотизма в новых социально-экономических условиях касались медицинской стороны, а именно сферы лечения и реабилитации наркозависимых. В результате демократизации социально-политической жизни в России в конце 1980-х, все чаще стали звучать голоса о необходимости пересмотра методов регулирования общественных отношений в сфере оказания наркологической помощи. Многими авторами стал критиковаться принудительный характер функционирования системы ЛТП, а также «ведомственный, сугубо медицинский подход», исключающий ресоциализацию как проблему педагогики, психологии и социологии из поля зрения медиков. Все чаще стало указываться на необходимость отказа от «наказания» больных, принуждения к лечению. Было довольно распространено убеждение в том, что либерализация законодательства в этой области будет способствовать гуманизации общественного сознания и позволит выработать новые пути преодоления проблемы наркомании.

    25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР вынес Заключение «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». В Заключении говорилось о недопустимости рассматривания употребления наркотиков как административного правонарушения или преступления, а потому и граждане, осужденные за такие действия, должны подлежать освобождению от наказания. 28 февраля 1991 г. Верховным Советом РФ было принято Постановление «Об освобождении лиц из лечебно-трудовых профилакториев для хронических алкоголиков», которым предусматривалось освобождение тех лиц, которые были направлены туда только на основании уклонения от добровольного лечения или в связи с возобновлением употребления алкоголя после лечения. Постановлением предусматривалось, что основанием для направления больных алкоголизмом и наркоманиями в ЛТП будет являться систематическое нарушение ими общественного порядка либо ущемление прав других6. А в 1993 г. Верховный Совет РФ принял решение о ликвидации ЛТП, которое вступило в силу с 1 июля 1994 г. Таким образом, эти законодательные шаги явились следствием процессов демократизации общественного сознания и «признания изначального равноправия больных наркоманиями со всеми другими больными», а также того, что «конституционное право гражданина на охрану здоровья не может быть трансформировано в обязанность лечиться при заболеваниях алкоголизмом и наркоманией».

    5  декабря 1991 г. Верховный Совет принял, а Президент России Б.Н. Ельцин подписал Закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР

    6    административных правонарушениях», внесший значительные поправки в действующее законодательство. Согласно этим поправкам была упразднена как уголовная, так и административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств. В качестве одной из причин таких изменений выделялась неэффективность уголовного преследования наркоманов, бесполезность запретов в обществе, невозможность учета наркоманов. Следует отметить, что принятие данного закона вызвало противоречивую реакцию среди специалистов в области антинаркотической деятельности, однако многие из них были не согласны с таким решением властей. По мнению Г. Силласте, закон принимался в откровенно антидемократической обстановке: общественность целенаправленно вводилась в заблуждение, т.к. «скромная» форма всего лишь «поправок» не привлекала внимания, и потому публичное обсуждение этой проблемы в обществе не состоялось9. Одной из задач проведенного Г. Силласте исследования «Социальные последствия возможной легализации наркотиков в России» (1993 г.) было выяснение общественного мнения на решения Парламента и Президента России. Согласно полученным данным, 71,5% жителей России в начале 1990-х не одобряли даже частичные меры по легализации наркотиков. При этом 72% респондентов и 51,2% экспертов ничего не знали о принятом решении и впервые получили информацию о нем из социологической анкеты. По мнению опрошенных, в результате легализации потребления наркотиков увеличится число наркоманов (84,5%), станет больше больных детей (84,3%), возрастет количество преступлений (83,2 %), пострадает здоровье нации в целом (77,8%), станет больше случаев заболевания СПИДом (76,3%), усилится моральная деградация общества (73,6%), упадет производительность труда, работоспособность людей (68,9%), станет сильнее наркомафия (67,8%), осложнится работа правоохранительных органов (66,2%), легализуется наркобизнес (51,9%). Поэтому исследователем делается вывод о недостаточности социальной базы поддержки свободы потребления наркотиков в России.

    Произошедшая таким образом либерализация антинаркотической политики (а именно декриминализация потребления наркотических средств в немедикаментозных целях) в начале 1990-х годов, по мнению некоторых авторов, была вызвана идеей о необходимости соблюдения прав граждан при построении российского демократического государства. Идея демократических преобразований требовала «открытости» государства внешней среде, падения «железного занавеса», а также защиты прав человека, в том числе от репрессивных действий государства, и, следовательно, смягчения законодательных норм в отношении лиц, употребляющих психоактивные вещества. Следует отметить, что для начала 1990-х вообще было характерно смещение законодательных акцентов в сторону прав личности. Почти все законодательные акты и документы, принятые в России в начале 1990-х, содержали обязательные главы и параграфы о правах участников правоотношений.



    Please publish modules in offcanvas position.