Борьба с наркоманией в современной России - Данные медицинской, правоохранительной, фармацевтической статистики

    Содержание материала

    Данные медицинской, правоохранительной, фармацевтической статистики

    свидетельствовали о снижении показателей заболеваемости, сокращении числа лиц, задержанных за совершение правонарушений в состоянии наркотической интоксикации среди несовершеннолетних. «Больных с передозировкой героином сейчас в моргах гораздо меньше, чем было 3-4 года назад. ... Число больных с героиновой зависимостью в популяции сейчас, слава богу, уменьшается», - отмечалось на аналитическом совещании представителей государственных антинаркотических структур. Однако, несмотря на указанное снижение показателей медицинской статистики, обеспокоенность проблемой распространения наркотиков и их незаконного оборота выросла в эти годы в несколько раз.

    Вторую волну наркопаники среди населения можно проследить, используя данные опроса населения, проведенного Всероссийским Фондом «Общественное мнение». Согласно данным всероссийского опроса городского и сельского населения, опубликованным в январе 2003 г., на вопрос «Какие из перечисленных проблем тревожат вас больше всего, представляются вам НАИБОЛЕЕ опасными для России?» были даны следующие ответы (данные в % от числа опрошенных) (см. таблицу 11):

    Таблица 11. Результаты опроса общественного мнения от 11 января 2003 г.*

    наркомания

    36

    преступность, бандитизм

    34

    терроризм

    30

    низкий уровень жизни

    28

    безработица

    27

    коррупция, беззаконие властей

    27

    ситуация в Чечне

    27

    инфляция

    14

    неуверенность людей в будущем

    13

    экологические проблемы, катастрофы

    12

    экономический кризис, экономический упадок

    12

    военная угроза со стороны других государств

    10

    произвол правоохранительных органов

    9

    слабость власти

    9

    аварии и катастрофы на транспорте

    8

    межнациональные конфликты

    7

    * данные в процентах от числа опрошенных


    Как уже отмечалось, не существует прямой зависимости между степенью обеспокоенности населения проблемой наркомании и статистическими показателями различных ведомств. Иными словами, общественное мнение во многом является следствием дискурсивного конструирования (либо деконструирова- ния) той или иной проблемы акторами, действующими на данном поле. Соответственно, необходимо рассмотреть изменение социально-политического контекста взаимодействия разных акторов на антинаркотической сцене в начале 2000-х, соотношение их сил, появление новых выдвигаемых субъектами утверждений-требований относительно проблемы наркотизма, а также иных видов деятельности, приведших к высокой обеспокоенности населения проблемой распространения наркотизма в России. Следовательно, важно понять, что именно спровоцировало новую наркопанику у населения и какие социальные последствия это имело.

    На наш взгляд, в конце 1990-х - начале 2000-х основными инициаторами привлечения внимания к проблеме распространения потребления наркотических средств были силовые структуры. При этом институционализация антинаркотической политики происходила параллельно с укреплением влияния правоохранительных органов в этой сфере. Именно в Аналитическом докладе Совета по внешней и оборонной политике России (позже - Совет Безопасности) 1998 года впервые на высшем государственном уровне было

                  заявлено о том, что проблема наркомании является общенациональной пробле-

    мой, требующей немедленных действий со стороны государства, и должна быть

                  отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. В этом

                  же документе было сформулировано предложение для Президента России сде-                                             лать специальное обращение по проблеме наркомании к российскому обществу                                                                                             

                  и персонально патронировать весь комплекс мер, предпринимаемых в борьбе с                            

    наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.                                        

    Дальнейшему усилению влияния силовых структур, а также привлечению                                    

    общественного внимания к проблеме наркотизма способствовал приход к власти                        

    В. Путина в конце 1999 г. - начале 2000 г. В отличие от Б. Ельцина, как                                      

    правило, ограничивавшегося популистскими фразами типа «далеко не все-                                  

    гда эффективны наши усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков»,                            

    В. Путин с первых же шагов своего правления начал уделять этой проблеме                                

    самое пристальное внимание. При этом можно отметить параллельность про-                             

    цессов усиления влияния и позиций силовых структур и нарастания паники                                 

    вокруг проблемы наркотизма. Так, в своем приветствии к участникам конференции «Россия без наркотиков» (Москва, 29-30 ноября 2000 г.) В. Путин отнес распространение наркотиков к категории прямых угроз национальной безопасности6. 23 февраля 2002 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.». Ее главным разработчиком, реализатором и координатором выступило МВД. В полномочие данного ведомства входило уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, выработка механизма реализации программы, определение состава исполнителей, оценка эффективности использования выделяемых на ее реализацию финансовых средств7.

    Одними из первых на вызов новой угрозы России прореагировали парламентарии. За период с 2001 по 2004 гг. прошло значительное количество круглых столов, заседаний, парламентских слушаний в Государственной думе и Совете Федерации на тему незаконного оборота наркотиков и связанных с этим проблем. Решения этих слушаний включали в себя обращения законодателей к президенту принять «неотложные меры по устранению причин распростране- ния наркомании», разработать и принять единую концепцию по борьбе с наркоманией, а также ввести наказание в виде пожизненного заключения для наркоторговцев, наркокурьеров и владельцев наркопритонов. Отличительной чертой многих заседаний законодательных органов власти этих лет было предложение определить «федеральный орган исполнительной власти, который будет нести ответственность за противодействие и профилактику наркомании». О необходимости создания специальной федеральной службы по борьбе с не-                                                                         

    6Парамонов В.А. Борьба с наркоманией: последуют ж за словами дела? - http://www.narcotics.ru/text/pararnonov.htm. 7 При этом интересно отметить, что до 2003 г. бюджетные расходы на борьбу с наркоманией учитывались в расходах на правоохранительные органы, а в бюджете 2003 г. эти расходы появились отдельной строкой. См.: Петухов С. *

    Госсовет сядет за наркотики // Коммерсантъ, 2002, 25 сентября. - http://www.government.ru/data/ article Jexthtml?he_id=17&article_id=933.

    законным распространением наркотиков президент В. Путин также говорил 21 декабря 2001 г. во время интерактивной ТВ-конференции с населением страны. Вместе с тем привлечение внимания к проблеме распространения наркотиков в России на самом высшем государственном уровне продолжалось. 5 сентября 2002 г. на совещании с членами Правительства, посвященном вопросам борьбы с наркоманией, В. Путин сравнил ситуацию с наркотиками в России со стихийным бедствием: «Это ничем не лучше, чем то, что мы имеем в некоторых регионах страны после наводнения». По словам президента, масштаб трагедии настолько велик, что не позволяет спокойно наблюдать за происходящим. Он подчеркнул, что обычных мер недостаточно, нужны новые предложения, которые бы привели к существенным изменениям в ситуации с распространением наркомании.


    Please publish modules in offcanvas position.