Борьба с наркоманией в современной России - Основные направления алкогольной и антинаркотической политики

    Содержание материала

    Основные направления алкогольной и антинаркотической политики

    Конец XIX века отличается стремлением российского государства и правительства определить основные направления алкогольной и антинаркотической политики. «Алкогольный вопрос» становится предметом острых дискуссий на заседаниях Государственной Думы. И.А. Сикорский, изучавший в конце XIX века влияние алкоголя на здоровье населения, смертность, убийства и т.д., в своей работе «Основы алкогольной политики в России» писал о необходимости министерствам Юстиции и Внутренних дел «в руках с данными уголовной, врачебной и санитарной статистики» «вносить свои сметы в Думу вместе с проектом количества алкоголя, предположенного к выпуску на внутренний рынок». Российское законодательство в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков XIX века представлено Уложением о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г. В главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здоровье» содержался раздел «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения, употребления веществ ядовитых и сильнодействующих». Уголовное уложение 1903 г., пришедшее на смену Уложению 1845 г., содержало уже три «антинаркотические» статьи. В одной из них была предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения, отпуска или использования сильнодействующих или ядовитых веществ ответственным лицом аптек и производств. Во второй говорилось об ответственности лиц, имеющих право использовать эти вещества. Третья статья устанавливала ответственность для лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих или ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.

    В первые годы XX века Россия активно участвует в общемировом процессе разработки антинаркотического законодательства. Некоторые авторы считают, что современная государственная антинаркотическая политика началась в Северной Америке с принятием Конгрессом США в 1914 г. так называемого «Акта Гаррисона» и была непосредственно связана с распространением использования в медицинских целях героина. С 5 по 26 февраля 1909 г. проходили заседания Шанхайской опиумной комиссии, основной целью которой было обсуждение мер, препятствующих нелегальному ввозу наркотиков (главным образом, опиума) из Азии в Европу. Резолюции этой комиссии носили рекомендательный характер и не содержали требования о запрете опиокурения, признавалось достаточным его регулирование и ограничение.

    В январе 1912 г. в Гааге была подписана первая в истории международных отношений Международная Конвенция по опиуму. В соответствии с этим документом государства-участники (в том числе и Россия) приняли на себя обязательства по разработке и принятии законодательства, направленного на осуществление контроля над распространением опиума-сырца. Государства должны были принять меры для постепенной ликвидации производства, внутренней торговли и курения опиума. В Конвенции упоминались и другие наркотики: медицинский опиум, морфин, кокаин и др., употребление которых предусматривалось только в «медицинских и других разумных целях». 7 июня 1915 года Николай II утвердил первый в истории России целевой антинаркотический закон «О мерах борьбы с опиумокурением», запрещающий посевы, сбор, хранение, ввоз и продажу опийного мака в Приморском генерал-губернаторстве и Забайкальской области. Власти намеревались распространить действие данной нормы на всю территорию страны после «обкатки» закона в наиболее криминогенном наркорегионе. Однако осуществить задуманное не удалось: произошедшая в 1917 г. смена власти в России ознаменовала собой и новый этап в реакциях теперь уже советского государства на проблему распространения наркотизма в стране.


    Please publish modules in offcanvas position.