Борьба с наркоманией в современной России - 2.4. Антинаркотические акторы Ульяновска: динамика активности

    Содержание материала

    2.4. Антинаркотические акторы Ульяновска: динамика активности

    Описание основных акторов в сфере противодействия наркотизму можно условно представить в виде схемы (см. схему 1).

    Схема 1. Схема анализа деятельности основных акторов в сфере противодействия наркотизму в Ульяновской области


    Одним из основных региональных субъектов в антинаркотической сфере являлись правоохранительные органы. И это вполне объяснимо, поскольку Федеральное ведомство МВД, как и другие силовые ведомства, сохранило

    на протяжении 1990-х годов вертикаль власти и жесткую подчиненность региональных структур. Во многом именно поэтому они оказались одним из самых заметных акторов региональной антинаркотической политики в конце 1990-х в Ульяновске, в том числе и в масс-медиа. Анализ ульяновской прессы за 1997-1999 г. по проблеме молодежной наркомании показал, что на страницах газет доминировали криминальные дискурсы, а главным субъектом борьбы с наркоманией представлялись правоохранительные органы. Так, из десяти публикаций на тему наркотиков в одной из центральных ульяновских газет «Симбирский курьер» за 1997-1998 годы все десять были посвящены работе правоохранительных органов по борьбе с распространением наркотиков в регионе. При этом, общим для всех статей было акцентирование следующих тем: рост проникновения наркотиков из других регионов, связь наркоманов с преступлениями, рост наркопреступлений, необходимость выделения дополнительных средств и увеличения штата отделов по борьбе с наркотиками, существование на территории области этнических групп, занимающихся сбытом наркотиков и др. Анализ региональных газет за 2000-2001 гг. также показал, что несомненным лидером по частоте упоминаний в СМИ в каждом из регионов являлись отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, отдельные структуры УВД и их деятельность35.

    Приоритет за правоохранительными органами в реакциях государственных региональных субъектов подтверждается анализом областных антинаркотических программ Ульяновской области за 1999-2002 гг. Исследование, проведенное НИЦ «Регион», показало, что наиболее детально и четко в этих программах была прописана лишь деятельность силовых структур. Именно усиление материально-технической базы отделов УВД по борьбе с незаконным распространением наркотиков (УБНОН) являлось основным пунктом данных программ (упоминалась также необходимость оснащения наркологического диспансера необходимым оборудованием и ряд других мероприятий)36. По мнению заместителя начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Ульяновской области, в начале 1990-х проблема наркомании была достаточно латентна. Именно это обусловило относительную малочисленность состава УБНОН. Расширение штатного состава данной службы напрямую связывается им с осознанием остроты проблемы наркомании.

    «В общей сложности на сегодняшний момент у нас 75 человек личного состава подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в нашей области: 50 человек содержатся за счет федерального бюджета, 25 - за счет местного. ... Мы стараемся своей работой доказать необходимость расширения нашего подразделения»» (Сотрудник Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - УБНОН, Ульяновск, Интервью № 18, см. приложение).

    В целом, работа органов УВД в сфере борьбы с незаконным распространением наркотиков в Ульяновской области протекала в рамках общефедеральных тенденций, которые заключались в активном участии и усилении роли этих органов в региональных антинаркотических программах. Постепенный рост численности региональных структур УБНОН в 1990-х годах шел по линии МВД и не был напрямую связан с областными социально-политическими событиями. Отсутствуют данные, позволяющие говорить о связи работы УБНОН с особенностями региональной политики. Единственно прослеживаемая возможность влияния региональной специфики заключается в том, что выход проблемы наркомании в регионе «из тени» в 1998-1999 гг. способствовал привлечению внимания общественности и властей к антинаркотической работе правоохранительных структур. Кроме того, средства массовой информации также послужили хорошей рекламой для действий ульяновского УБНОН, подспудно проводя идею о необходимости увеличения штата, финансирование которого частично шло из областного бюджета.

    Таким образом, действия данного актора можно представить в виде схемы 2. Схема 2. Схема антинаркотической деятельности УБНОН


    Другим наиболее заметным субъектом антинаркотической деятельности в Ульяновске с 1998 г. был отдел образования городской администрации (гороно). Городская администрация была просто вынуждена инициировать активность в сфере антинаркотической работы в связи со смертью учеников городской школы. Уже в октябре 1998 г. гороно совместно с Комитетом по делам молодежи городской администрации и областным наркодиспансером проводят первую в области антинаркотическую акцию «Школа без наркотиков», состоявшую из серии лекций в школах и молодежных клубах. Также было проведено несколько шумных акций: митинги, день молодежи против наркотиков, спортивные соревнования под тем же девизом38, на базе Ульяновской воздушно-десантной дивизии был организован летний лагерь для трудных подростков «Лето без наркотиков». Однако у работников гороно не было ни полноценного финансирования на антинаркотическую работу, ни четких представлений о том, как эта деятельность должна быть организована. В результате, предпринятые меры носили разовый (а зачастую карикатурный) характер. В начале 1999 г. руководство гороно заказало проведение крупномасштабного социологического исследования в школах города с целью определения уровня наркотизации среди школьников. Было также написано несколько писем в наркологический диспансер с просьбой предоставить списки всех обратившихся туда за медицинской помощью школьников Ульяновска. Основные реакции Комитета образования городской администрации, таким образом, свидетельствуют о незнании истинных масштабов распространения наркотиков, а также о желании осуществлять контроль над ситуацией в школах. Вместе с тем до последнего времени крайне актуальной оставалась проблема подготовки работников школ в области профилактики наркомании. Учеба, проводившаяся гороно для учителей и школьных кадров в 1998-2002 гг., носила разовый, не систематический характер.

    «Как е образовании продвигается работа <наркотической> профилактики? На уровне круглых столов и лекций всегда наркологический диспансер участвовал в работе школ в этом направлении, т.е., например, собрали психологов, педагогический коллектив в школе, администрацию, пригласили работников наркологического диспансера - они провели занятие, например, по теме «Определение признаков наркотического опьянения», и все напуганные разошлись. Но пока нет систематических уроков в школьной программе, нельзя говорить о систематической профилактике» (Психолог УлГУ, специалист по наркозависимости, Ульяновск, Интервью № 27, см. приложение).


    Please publish modules in offcanvas position.