Борьба с наркоманией в современной России - Подводя итог анализу роли и места новых «альтернативных» субъектов в российской антинаркотической политике,

    Содержание материала

    Подводя итог анализу роли и места новых «альтернативных» субъектов в российской антинаркотической политике,

    можно отметить, что их возникновение стало возможным благодаря качественным социально-политическим трансформациям, произошедшим в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Уход от тоталитарного советского прошлого делал возможным плюрализацию общества и его позиций по различным социальным вопросам. Имевший место в России в конце 1990-х перевод активности «девиантов» (включая потребителей наркотиков) на уровень политической и общественной проблемы означал возможность иного взгляда на проблему наркотизма. В целом, именно в эти годы в России начали публично обсуждаться такие проблемы, как употребление алкоголя, марихуаны и ЛСД, гомосексуальность, аборты и т.д., возникли целые движения в их защиту. Эти движения постепенно становились символом определенной социальной позиции, не обязательно имеющей прямое отношение к потребителям наркотиков, гомосексуалам и т.д. Так, обсуждение проблемы наркотиков происходило и происходит скорее между сторонниками и противниками определенных норм, а не между потребителями и непотребителями. Активная позиция родственников потребителей наркотических веществ, антипрогибиционистские выступления либеральных политических активистов, ученых, общественных деятелей, правозащитников во многом способствовали распространению «альтернативного» видения проблемы и «альтернативных» подходов к ее решению. В рамках этих стратегий по-новому представлялись права и обязанности государства и негосударственных общественных организаций в сфере противостояния распространению наркотизма. При этом НГО отстаивали право играть весьма активную роль на многих этапах антинаркотической работы - профилактики, лечения, реабилитации. Вместе с тем «фасадно-демократический» характер социальных трансформаций в России сказался на формальном принципе гражданского участия в решении многих социальных проблем. Как показал проведенный анализ, сегодня существует двойственное отношение государственных структур к антинаркотическим общественным организациям. С одной стороны, официально всеми признается необходимость их включения в антинаркотическую деятельность. Здесь немалую роль играет давление международного сообщества на Россию по вопросу необходимости следования принципам демократического государственного устройства, придающего большое значение развитию и государственной поддержке общественных негосударственных организаций. С другой стороны, до сих пор в России не выработаны механизмы практического включения НГО в антинаркотическую работу совместно с государственными структурами. Проведенный дискурс-анализ «утверждений-требований» разных антинаркотических субъектов (как государственных, так и общественных) показал, что их системы понимания проблемы и методов ее решения во многом оказываются не только различными, но и взаимопротиворечащими. Столь же различны их системы понимания правовых отношений между НГО и государственными структурами на антинаркотической сцене. Соответственно, слабая степень реального включения «альтернативных» субъектов противодействия наркотизму сегодня определяется во многом негативным отношением к ним со стороны представителей государственных антинаркотических структур, выступающих за утверждение и усиление в обществе прогибиционистской политики в сфере противодействия распространению наркотиков, а следовательно за низкую степень участия в ней тех негосударственных организаций, которые имеют «альтернативные» взгляды на проблему.

    Прежде всего резко негативную реакцию вызывают у государственных антинаркотических субъектов те социальные силы и группы, которые инициируют в обществе обсуждение проблемы возможной легализации ряда наркотических веществ. При этом ими, как правило, отвергается всякая возможность эволюции российской наркополитики в сторону либерализации. Как заявил сотрудник Госнаркоконтроля, отрицательная позиция по вопросу легализации «легких» наркотиков останется неизменной независимо от каких-либо факторов. «Легализаторы - хотят они того или нет - объективно являются пособниками наркемафии и наркобизнеса», - пишет А.Н. Горанский. Между тем, многие из авторов - противников легализации - намеренно изменяют и извращают смысл легализационных стратегий антинаркотической политики. Так, доктор философских наук Г.Г. Силласте пишет: «В России стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения, поддерживаемый как внутри страны, так и извне». В 1998 г. в журнале «Вопросы наркологии» (отражающем официальный взгляд Министерства здравоохранения на проблему) вышел ряд статей антилегализационной направленности. В частности, в № 3 за 1998 г. была опубликована статья об антинаркотической политике в Швеции, в которой политика легализации «легких» наркотиков рассматривается как опасная угроза странам и народам мира. В последние годы эта тенденция только усилилась: так, заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ А.В. Федоров в online-интервью на сайте «Нет наркотикам» в апреле 2004 г. сообщил о позитивных результатах запрещения в Швеции потребления наркотических веществ и введения ответственности за их потребления. По его словам, это привело сначала к стабилизации наркоситуации, а затем сокращению количества лиц, потребляющих наркотиками. Таким образом, по его мнению, «наркомания - это тяжелая болезнь, а легализация наркотиков - это узаконенный способ распространения болезни среди населения. Поэтому легализация наркотиков - это то же самое, что узаконенное заражение людей смертельным вирусом»48.


    Please publish modules in offcanvas position.