Борьба с наркоманией в современной России - Значительную роль в распространении наркотизма на территории России в 1990-е годы играли геополитические факторы,

    Содержание материала

    Значительную роль в распространении наркотизма на территории России в 1990-е годы играли геополитические факторы,

    а именно географическая близость стран-производителей наркотических средств и особенности социально-политической ситуации в этих странах. До распада Советского Союза существовала единая система противодействия наркомании и незаконному распространению наркотических веществ на всей территории СССР. Теперь же каждое независимое государство СНГ было вынуждено решать проблемы контроля за оборотом наркотиков своими собственными силами, а в условиях экономической и политической нестабильности большинства новых государств эта проблема и вовсе отошла на задний план. Как было показано в предыдущих главах, наркотики исторически произрастали и традиционно выращивались в пограничных с Россией странах Средней Азии. Глобальные социально-экономические кризисы, вызванные развалом

    Советского Союза, также явились значительным фактором наркотизации этих регионов. Известно, например, что тяжелая социально-экономическая ситуация и массовая безработица в Таджикистане толкают людей к участию в теневом наркобизнесе. В республике появились районы, специализирующиеся на сборе опиатов. Есть кишлаки, где с детства обучают практически всех жителей различным способам транспортировки наркотиков37. Значительную роль в перевозке партий наркотиков в Россию также играют беженцы из среднеазиатских республик.

    Среднеазиатские страны граничат или находятся вблизи стран так называемого «золотого полумесяца» (Афганистан, Иран, Пакистан), а через Китай имеют доступ к странам «золотого треугольника» (Мьянме (бывший Бирманский Союз), Лаосу, Таиланду), которые являются лидерами производства опиатов. «Прозрачность» части границ между странами СНГ и Россией, а также социально-политическая нестабильность и экономические кризисы в этих странах сделали страны СНГ и Россию относительно безопасным маршрутом транспортировки наркотиков. Из Центральной и Юго-Восточной Азии в Россию поступают опий, героин; из Китая, Северной Кореи - эфедриносодержащие препараты; из Афганистана, Таджикистана - героин; из Индии, Пакистана - героин, бупренорфин и гашиш. Одной из наиболее актуальных и сложно решаемых для новых государств СНГ стала проблема охраны границ. Так, с обретением независимости в этих странах возросло число прямых железнодорожных и воздушных сообщений с миром: в 1996 г. была открыта железнодорожная линия, соединяющую Туркмению с Ираном, в 1998 г. - дорога, связавшая восточный Таджикистан с Китаем. Немалую роль в развитии наркобизнеса в Казахстане и Киргизии сыграла прокладка Каракорумского шоссе из Китая в Пакистан.

    После значительного усиления ирано-афганской границы обострилось положение на туркменско-иранской и туркмено-афганистанской границах, где с 1992 г. действует упрощенный порядок перехода. С одной стороны, многие участки границ между среднеазиатскими государствами полупрозрачны по причине отсутствия достаточных средств для создания сильной пограничной службы, с другой - отсутствие необходимой техники на пограничных постах дополняется специфическими географическими условиями. Еще одна причина роста незаконного оборота наркотиков в странах СНГ - произошедшее в результате распада СССР вынужденное закрытие предприятий, специализировавшихся на легальной обработке и производстве наркотических веществ. Так, на протяжении практически всего XX века Киргизия была одним из крупнейших в мире легальных производителей опийного мака для производства лекарств (морфин, кодеин и др.). В конце 1980-х Киргизия ежегодно заготавливала до 1 тыс. тонн сырья эфедрина, получаемого из дикорастущей эфедры. После распада СССР происходит свертывание легального производства наркотиков. Так, за первые три года независимости было ликвидировано более 50 лабораторий по производству эфедрина. Аналогичная участь постигла и единственную в СНГ фармацевтическую фабрику в г. Чимкенте в Казахстане, которая в начале 1990-х годов выпускала от 5 до 8 видов опиатов, включая морфин, кодеин, промедол. После 1993 г., по официальным данным, производство на этой фабрике было практически свернуто из-за отсутствия финансирования. Однако на тех же площадях быстро наладили нелегальное производство наркотиков.

    Таким образом, изменившаяся геополитическая ситуация России в 1990-е годы явилась еще одним фактором роста наркотизации: близость стран-производителей наркосодержащих веществ, мощные социальные кризисы в этих регионах объективно не могли не спровоцировать значительное количественное и качественное увеличение поставок наркотиков на территорию России. Распад СССР, приведший к возникновению новых независимых государств, произошел практически за сутки и имел массу негативных последствий, в частности вовлечение этих стран в международную систему криминальной наркотической деятельности. Встав перед необходимостью изменения своего политического статуса и решения новых экономических и социальных проблем, эти государства были не способны в силу многих объективных причин решать проблемы противодействия распространению наркотиков. Стабильный, и даже растущий, спрос на продукцию наркотического происхождения в промышленно развитых странах служит благодатной средой, поддерживающей на плаву криминальные сообщества, благодаря чему эти страны являются как источником производства, так и каналом распространения наркотических веществ. Параллельно с формированием в начале 1990-х годов в России рынка предложений наркотических веществ, в стране отмечался постоянный рост спроса на наркотики. К середине 1990-х наркомания вышла за пределы крупных городов и традиционно подверженных ей регионов и распространилась практически по всей стране. С этим связано превращение России из страны-транзита (в 1996 г. доля транзита во ввозимом героине составляла 60-70%) в страну-потребителя наркотиков (та же доля в конце 1990-х составляла 2-6 %).

    К середине 1990-х ученые и медики стали отмечать рост показателей по проблеме немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ. По данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения, доля потребляющих наркотики подростков в Москве и Московской области в 1993 г. возросла более чем в 1,5 раза, а в следующем 1994 году - еще почти на 50%. Наибольший скачок в потреблении наркотических и психотропных веществ в этой возрастной группе произошел в Москве в 1995 году - их число сразу за один год увеличилось в 2,6 раза.

    Общероссийские данные подтверждают эту тенденцию (см. таблицу I)50:

    Таблица 1. Число больных, впервые взятых под наблюдение с дагнозом наркомании в России (по данным Министерства здравоохранения)


    Абсолютные величины

    На 100 тысяч человек

    1991

    5738

    3,9

    1992

    5141

    3,5

    1993

    9457

    6,4

    1994

    14007

    9,5

    1995

    22899

    15,5

    1996

    30352

    20,7

    1997

    41578

    28,5

    1998

    51620

    35,4

    1999

    60875

    41,8

    2000

    73300

    50,6

    2001

    62435

    43,1


    Таким образом, число больных наркоманиями в России, находящихся под наблюдением на конец отчетного года, составило (см. диаграмму 2):

    Диаграмма 2. Количество больных наркоманиями, состоящих на учете в Министерстве здравоохранения России в 1991-2001 гг.


    Параллельно росту наркоманий увеличивалось и число злоупотреблений без явлений зависимости. Количество лиц, впервые взятых под наблюдение в связи со злоупотреблением наркотическими средствами в России, составило (см. таблицу 2):

    Таблица 2. Число лиц, впервые взятых под наблюдение в связи со злоупотреблением наркотическими средствами в России.


    Абсолютные величины

    На 100 тысяч человек

    1991

    6954

    4,7

    1992

    6671

    4,5

    1993

    10803

    7,3

    1994

    15472

    10,5

    1995

    21578

    14,6

    1996

    27043

    18,5

    1997

    39212

    26,8

    1998

    46965

    32,2

    1999

    52407

    36

    2000

    51157

    35,3


    К этим цифрам необходимо добавить данные по злоупотреблению ненаркотическими средствами, характеризующие проблему токсикомании (см. диаграмму 4)м.

    53Кошкина Е.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом и наркоманиями в РФ. Пособие для врачей психиатров-наркологов. - М., 2000, с.72. 54 Там же.

    Обобщенные результаты о количстве лиц, злоупотреблявших наркотическими средствами, и состоявших на учете в Министерстве здравоохранения России, было следующим (см. диаграмму З)53.

    Диаграмма 3. Количество лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, и состоящих на учете в Министерстве здравоохранения России в 1991-2000 гг.


    Диаграмма 4. Число лиц, злоупотребляющих ненаркотическими средствами, состоящих на учете в Министерстве здравоохранения России в 1991-2000 гг.

    Вместе с тем необходимо помнить, что данные, собранные и опубликованные Министерством здравоохранения РФ, охватывают только тех людей, которые оказались «учтенными» милицией и медицинскими учреждениями. Реальное же количество тех, кто регулярно потребляет или экспериментирует с наркотиками, без сомнения, значительно выше. По данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ число лиц, имеющих проблемы, связанные с употреблением наркотиков, и обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1:755.

    Таким образом, конец XX века стал этапом качественных изменений в распространении наркотиков, причем их употребление вышло за пределы маргинальных групп и низших социально-экономических слоев населения России. Именно с этим ученые связывают рост опасности наркотизации как социального явления. Считается что, будучи распространенными только среди антисоциальных групп населения, наркотики осуждаются вместе с иными атрибутами их жизни. Если же наркотики распространяются среди высших слоев общества, являющихся для других групп примером для подражания, опасность возможной наркотизации общества значительно выше56. Подобная

       См.: Рохлина М, Козлов А. Проблема наркомании в современном обществе (обзор литературы). - http://narcom.ru/ cabinet/online/64.html.

       Так, в России перед Первой мировой войной наркотики были распространены как в преступной среде и среди низших слоев населения, так и в среде аристократов (великокняжеские семейства были подвержены кокаинизму, два премьер-министра страдали морфинизмом). В США и Западной Европе наркотизация стала расти тогда, когда проникла в среду студенчества. См.: Пятницкая И.Н. Развития наркотизма в прошлом и настоящем (Часть 2) // Вопросы наркологии, 1995, №3, с. 92.

    Таблица 3. Небольшие и крупные размеры количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном обороте или хранении, 1996 г.

    вид наркотического средства

    небольшой размер, гр.

    крупный размер, гр.

    Марихуана, высушенная

    до 5,0

    5-500

    Гашиш

    до 1,0

    1 - 100

    Маковая солома, высушенная

    до 10,0

    10-1000

    Опий

    до 0,1

    0,1-50

    Героин

    до 0,015

    0,015- 1,0

    Кустарные препараты из эфедрина

    до 1 мл

    1 мл - 100 мл

    Фенамин

    до 0,05

    0,05 - 3,0

    Кокаин

    до 0,02

    0,02-1,0


    В этой ситуации непосредственно перед вступлением в действие нового УК РФ Постоянный комитет по контролю наркотиков существенно изменяет свои рекомендации о небольших и крупных размерах наркотических средств и психотропных веществ. В 1997 г. приведенная выше таблица трансформируется следующим образом (см. таблицу 4)63.

    Таблица 4. Небольшие и крупные размеры количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном обороте или хранении, 1997 г.

    вид наркотического средства

    небольшой размер, гр.

    крупный размер, гр.

    Марихуана, высушенная

    до 0,1

    0,1-500

    Гашиш

    до 0,1

    0,1 - 100

    Маковая солома, высушенная

    до 0,2

    0,2-250

    Опий

    до 0,1

    0,1 - 10

    Героин

    любое количество

    от 0,005

    Кустарные препараты из эфедрина

    до 1 мл

    1,0-100

    Фенамин

    до 0,02

    0,2-3,0

    Кокаин

    до 0,01

    0,01 - 1,0


    На негативные последствия такого резкого пересмотра критериев оценки опасности обнаружения у лица той или иной массы наркотического средства обращалось внимание в публикациях многих авторов. В результате этих изменений правоохранительные органы, и до этого ориентированные на получение «благоприятных» статистических показателей, в еще большей степени направили свои усилия на потребителей наркотиков. Так, на основании обнаружения у лица наркотического средства в количестве существенно н


    иже одной разовой дозы наркотика (в нередких случаях это могла быть просто вытруска из карманов одежды) было возбуждено огромное количество уголовных дел, с расследованием которых уже к середине 1997 года перестали справляться следственные подразделения. При этом их работу в значительной степени «тормозили» судебно-экспертные учреждения, которые были просто не в состоянии качественно проводить исследования такого количества объектов. Одним из наиболее значимых законодательных актов второй половины 1990-х годов, отражающих повышение роли государства в антинаркотической деятельности, можно считать Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Закон обозначил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и в области противодействия их незаконному обороту. Прежде всего, были даны определения наркотиков (а сам термин «наркотик» приобрел юридическую определенность): отныне наркотиками считались все субстанции и препараты, включенные в «Список наркотиков», который составляет и ежегодно корректирует Постоянный комитет по контролю за наркотиками (ПККН). Именно после принятия данного закона «Список наркотиков» (пересмотренный ПККН чуть ранее принятия данного закона) получил статус государственного документа, имеющего обязательную юридическую силу для вссх учреждений и организаций России, связанных с борьбой с наркотиками и наркоманией. Данный закон по-новому трактовал отношение государства к самому факту употребления наркотических средств. Статья 40 этого закона гласит: «В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств без назначения врача». Таким образом, вновь после 1991 г. законодательно было восстановлено положение о запрете немедицинского потребления наркотиков. Однако в административный кодекс соответствующие изменения внесены не были, и на протяжении еще 4 лет, до июля 2002 г., данное положение носило декларативный характер и не было подкреплено законодательно. Закон также определил новый порядок лечения наркотической зависимости. Приоритеты в сфере наркологической помощи были закреплены за государственными структурами: новым законом запрещалось лечение наркомании частными врачами и клиниками (лицензии негосударственным структурам отныне могли выдаваться только на реабилитационную деятельность). Законам предусматривалась Возможность принудительного, недобровольного лечения больных наркоманией и принудительного освидетельствования больных наркоманией. Отличительными чертами государственной стратегии в данном законе были обозначены приоритетность мер по профилактике наркомании, стимулирование антинаркотической пропаганды,

    поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании, привлечение негосударственных организаций к развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации наркозависимых, международное сотрудничество.


    Please publish modules in offcanvas position.