Борьба с наркоманией в современной России - 2.3. Основные особенности антинаркотической политики в Ульяновской области в 1990-е годы

    Содержание материала

    2.3. Основные особенности антинаркотической политики в Ульяновской области в 1990-е годы

    Особенности социально-политических трансформаций в регионе явились мощным фактором, влияющим на антинаркотическую деятельность в Ульяновской области. Противостояние по линии «область-город» (консерваторы-демократы) затрагивало все сферы жизни региона; данный конфликт проявился и в антинаркотической политике. Те субъекты антинаркотической деятельности, которые были сторонниками областной администрации, были вынуждены взаимодействовать только между собой, не сотрудничая с городскими структурами, и наоборот.

    При этом самой'главной спорной проблемой антинаркотической политики в Ульяновской области являлось выделение финансирования определенным ее акторам. Притоку финансов в сферу антинаркотической деятельности препятствовала бюрократическая система: с одной стороны, бюджет области выделял ничтожно малое количество средств для работы медицинских и правоохранительных учреждений, занимающихся проблемой наркомании, а с другой - администрация области не позволяла негосударственным организациям привлекать дополнительные материальные ресурсы.

    Специфика антинаркотической деятельности в Ульяновской области до 2000 г. заключалась в том, что правящий режим не был заинтересован в общественном внимании к проблеме наркотизма. Соответственно, ей либо не уделяли должного внимания, либо (когда игнорировать проблему было невозможно) решали формально. С этим связано то, что информация о масштабах распространения наркомании в области стала доходить до общественности (и то частично) начиная лишь с 1999 г. До этого времени статистические данные, касающиеся уровня наркотизации региона, намеренно занижались. Областной комитет здравоохранения, подчиняющийся областной администрации, в течение нескольких лет снижал цифры, предоставляемые Государственному комитету по статистике о злоупотреблениях наркотиками, поступающие непосредственно из наркологических кабинетов и областного наркологического диспансера. Поэтому, согласно официальным данным, Ульяновская область до 1999 г. попадала в разряд наименее подверженных наркомании регионов России. Специалисты объясняли это тем, что Ульяновск - экономически значительно более слабый регион, народ здесь беднее, поэтому покупательная способность в отношении наркотиков, как и любых других товаров, значительно ниже. Таким образом, до 1999-2000 гг. в Ульяновской области проблема злоупотребления наркотическими веществами решалась в рамках типично «советских» способов реагирования: сокрытия реальных статистических данных и формального должностного выполнения задач. Соответственно, и не было никакой антинаркотической деятельности в регионе. Как говорит лидер общественной организации «Матери против наркотиков»,«это особенность нашей обмети. Вот именно нашей области, потому что мы находимся в таком каком-то промежуточном состоянии. Вокруг нас все бушует, а у нас тишина. ... Самара, Нижний Новгород, там все бушует. У нас тишина. У нас проблема спрятана... Вначале, при Горячеве, не было разговора на эту тему, как-то закрывалось все. Все было на уровне слов. Действий-то было сделано очень мало. Мы столько ходили с бумагами к Горячеву... Вроде как движение-то видим, т.е. тут письмо, тут кто-то поддержал, тут кто-то что-то сказал, а результатов нет» (Интервью № 24, см. приложение). По словам главного врача детской городской поликлиники, «до сегодняшнего дня, по крайней мере, никто за эту проблему <наркомании> не брался. У нас всегда считалось так, что это где-то, не у нас. ... У нас так и наркомания, у нас так и туберкулезы, и по всем другим моментам» (Интервью № 23, см. приложение).

    «Вы хотели мое личное мнение по Ульяновску? Здесь в принципе любое дело забалтывалось, начиналось с болтовни и заканчивалось болтовней» (Директор областного наркологического диспансера в 2000-2002 гг., Ульяновск, Интервью № 21, см. приложение).

    В региональных СМИ до 1998 г. проблема распространенности наркомании в Ульяновской области практически не освещалась. Писать об особенностях и анализировать сложности наркотической ситуации в регионе было возможно лишь на страницах общероссийских газет.

    Описывая ситуацию в Ульяновской области, необходимо отметить, что во многом реакция на проблему наркомании явилась следствием общефедеральной политики в сфере наркотизма. Поскольку на федеральном уровне к 1998 г. была заметна значительная активность в области противодействия распространению наркомании, региональные власти были вынуждены ставить вопросы о необходимости принятия мер в борьбе с наркоманией. Однако отсутствие понимания глубины проблемы, необходимых интеллектуальных ресурсов, нормального финансирования антинаркотической деятельности и конкретных субъектов, ответственных за борьбу с наркоманией, вело к незначительной заинтересованности в привлечении внимания к проблеме наркомании и было главной причиной «формального» подхода к ее решению. Так, в 1998 г. во время принятия комплексных областных программ по вопросам антинаркотической политики не было отдельной программы (как в большинстве других областей). Раздел «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании» был включен в областную межведомственную программу «Профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи» и областную межведомственную программу «Семья и дети». Прописанные в них мероприятия на 1998-1999 гг. носили заведомо неосуществимый и бессмысленный характер, что ярко иллюстрирует цитата из этой программы: «подготовить и провести операцию «Хмель» с целью полного выявления несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества и спиртные напитки». Большая же часть мероприятий не была реализована в силу отсутствия финансовых средств и заинтересованности. Антинаркотическая областная программа писалась медленно и окончательно была дописана лишь к началу 2000 г.

    Таким образом, региональные власти в проводимых ими антинаркотических мероприятиях реагировали скорее на «волны беспокойства», идущие из федерального центра. Так, распоряжением президента РФ Б. Ельцина «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими» от 17 сентября 1998 г. было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ завершить в 1999 г. создание межведомственных комиссий по противодействию незаконному обороту наркотиков и принять соответствующие целевые программы. Поэтому в 1999 г. при администрации Ульяновской области была организована соответствующая комиссия, возглавил ее заместитель губернатора по социальным вопросам. Однако специалисты крайне низко оценивали эффективность ее работы: по их мнению, никаких эффективных действий в антинаркотической сфере в регионе комиссией предпринято не было.

    Поворотным пунктом в привычных реакциях областных и городских властей на проблему наркомании стала осень 1998 г., когда в сентябре несколько учеников школы № 2 г. Ульяновска умерли от передозировки наркотиками. Разговор о проблеме наркомании с родителями учеников этой школы, организованный в администрацией Ленинского района города, проходил под лозунгом «Молчать больше нельзя!». Несмотря на это, государственные органы в очередной раз продемонстрировали традиционные советские методы реагирования: по результатам ЧП были срочно предприняты соответствующие командно-административной управленческой системе меры - увольнение руководителей разных уровней в комитетах образования. В первую очередь смерть школьников подействовала на общественность и масс-медиа: проблема наркомании стала активно обсуждаться. Стали появляться публикации с информацией о злоупотреблении молодежи наркотиками, однако освещение проблемы было крайне тенденциозным. Естественно, отсутствовала хоть малейшая критика действий областных властей. Как правило, обсуждались трудности профилактической работы, сложности в работе правоохранительных структур, в СМИ писалось о вредном влиянии наркотиков на организм, перечислялись признаки, по которым родители могут опознать, употребляет ли их ребенок наркотики. Также стала публиковаться статистика милиции по перехвату наркотиков, поставляемых из других регионов и т.д. В целом, обращение в конце 1990-х гг. региональных СМИ к теме наркомании, которая трактовалась как острая социальная проблема, придало ей характер «видимости» и привлекло общественное внимание. Однако, как показывает анализ основных областных газет с 1997 г. по 2001 г., привлекая внимание и информируя население об основных параметрах проблемы, масс- медиа тем самым транслировали, «размытое чувство беспокойства» относительно молодежной наркомании. Публикации в региональной прессе рисовали и устрашающие картины тотального увлечения наркотиками в молодежной среде, типичным примером которого может быть следующая цитата из статьи в одной из газет г. Димитровграда Ульяновской области: «В нашем городе сложилась неблагоприятная обстановка, связанная как с распространением наркотиков, так и с ростом количества наркоманов. Ежегодно приходится констатировать, что трагический список погибших от наркотиков димитровградцев увеличивается, как правило, за счет молодежи. Ничего утешительного не приносят опросы молодых людей, в том числе и школьников, выводы призывной комиссии. Большое количество подростков, юношей и девушек или уже пробовали наркотики, или даже «знают в этом толк» (Детей пора спасать // Димитровград-Панорама, 1999, 21 сентября, № 156, с.1). Как отмечают некоторые ученые, такой способ конструирования проблемы в масс- медиа не способен позитивно повлиять на изменение ситуации, а может привести к возникновению моральной паники среди взрослого населения и способствовать росту наркомании в молодежной среде. Указанная тенденция подтверждается данными социологического опроса, проведенного в 1999 г. среди школьников г. Ульяновска: «Повышенный интерес, проявляющийся в регулярном и целенаправленном обращении к статьям и передачам о наркотиках и наркоманах, отмечался у каждого пятого школьника независимо от пола и возраста»19. Таким образом, трагические события осени 1998 г. в Ульяновске стали новостью номер один для региональной прессы и наполнили медиа-пространство пониманием необходимости говорить о данной проблеме. Однако сколько-ни- будь серьезного обсуждения данной темы в региональных средствах массовой информации не последовало.

    В целом, этап государственных антинаркотических реакций до 2000 г. (при Ю. Горячеве) характеризовался отсутствием осознанных и стратегических целей антинаркотической региональной политики и заинтересованности властей в решении данной проблемы. Многими экспертами Ульяновская область характеризуется как негативный пример региональной антинаркотической политики. «Открытие» статистических данных относительно высокого уровня злоупотребления наркотическими веществами в Ульяновской области в 1999 г. явилось еще одним фактором роста общественной обеспокоенности. Для властей же это явилось возможностью использовать «болезненный» аргумент в политико-экономических целях. В таблице 5 приводятся данные Министерства здравоохранения 1991-2002 гг. о числе больных, впервые взятых под наблюдение с диагнозом наркомания в Ульяновской области20:

    Таблица 5. Число больных, впервые взятых под наблюдение с диагнозом наркомания в Ульяновской области


    Всего

    Подростки и дети

    Абсолютные величины

    На 100 тысяч человек

    Абсолютные величины

    На 100 тысяч человек

    1991

    56

    3,9

    -

    -

    1992

    26

    1,85

    -

    -

    1993

    32

    2,2

    -

    -

    1994

    48

    3,2

    -

    -

    1995

    104

    7

    -

    -

    1996

    208

    14

    13

    22,7

    1997

    448

    30,2

    40

    60,7

    1998

    811

    55

    91

    129,7

    1999

    1512

    102,7

    231

    329,3

    2000

    1548

    105,5

    102

    138,7

    2001

    1064

    73

    64

    87,2

    2002

    307

    21,2

    10

    13,2

    19                                         Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах г. Ульяновска. Социологический очерк. / Под ред. E.Л. Омельченко - Ульяновск: УлГУ, 1999, с.81.

    20                                         Кошкина Е.А, Корчагина Г.А, Шамота А.З. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом и наркоманиями в РФ. Пособие для врачей психиатров-наркологов - М, 2000, с.72. Данные за 2000-2002 гг. получены из Ульяновского областного наркологического диспансера.


    Суммарные цифры по числу больных наркоманиями, находившихся в тот же период под наблюдением в Ульяновской области, представлены в таблице б21:

    Таблица 6. Количество больных наркоманиями, находящихся под наблюдением в Ульяновской области


    Всего

    Подростки и дети


    Абсолютные

    На 100 тысяч

    Абсолютные

    На 100 тысяч


    величины

    человек

    величины

    человек

    1991

    336

    23,6

    1

    1,8

    1992

    328

    22,8

    -

    -

    1993

    296

    20,3

    -

    -

    1994

    314

    21,1

    1

    1,6

    1995

    337

    22,6

    6

    9,4

    1996

    459

    31,9

    11

    17,3

    1997

    814

    55

    41

    62

    1998

    1431

    97,2

    84

    122

    1999

    2588

    175,8

    185

    261,9

    2000

    3929

    268,5

    169

    229,8

    2001

    4614

    316,5

    113

    152

    2002

    4225

    292

    22

    29


    Число лиц, впервые взятых под наблюдение в связи со злоупотреблением наркотическими средствами по Ульяновской области с 1991 по 2002 гг., отражено в таблице 7 22:

    Таблица 7. Число лиц, впервые взятых под наблюдение в связи со злоупотреблением наркотическими средствами по Ульяновской области


    Всего

    Подростки и дети


    Абсолютные

    На 100 тысяч

    Абсолютные

    На 100 тысяч


    величины

    человек

    величины

    человек

    1991

    19

    1,3

    -

    -

    1992

    -

    -

    -

    -

    1993

    8

    0,5

    -

    -

    1994

    16

    1,1

    -

    -

    1995

    164

    11

    -

    -

    1996

    41

    2,8

    23

    35,5

    1997

    220

    14,8

    75

    115,1

    1998

    419

    28,4

    173

    184,5

    1999

    410

    27,2

    287

    439,7

    2000

    219

    14,9

    48

    65

    2001

    192

    13,2

    53

    74

    2002

    155

    10,7

    28

    38

    21 Кошкина Е.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом и наркоманиями в РФ. Пособие для врачей психиатров-наркологов. - М., 2000, с.72. Информация о 2000-2002 годах получена автором из архивных материалов Ульяновского областного наркологического диспансера. 22Там же, с.72.


    лейтенант В. Шаманов), ознаменовавшими начало новой волны социальной, экономической и политической жизни в регионе.

    Опрос населения и экспертов, проведенный непосредственно после перевыборов губернатора, показал, что население в целом достаточно скептически оценивает возможности местных властей справиться со сложной ситуацией в области своими силами (это мнение высказало 80% опрошенных). Ульяновские эксперты из Законодательного собрания и Городской думы были настроены гораздо оптимистичнее горожан: основная тенденция большинства экспертных интервью - возлагаемая на новые власти надежда относительно улучшения социально-экономической ситуации в регионе, включая и антинаркотическую политику.

    На конец 2002 г. основные особенности антинаркотической политики в Ульяновской области остались прежними. Так, анализ местной прессы показал, что большинство проводимых в регионе антинаркотических мероприятий 2001 г. носили кратковременный характер. В рамках отдельных (чаще - однодневных) акций «Против наркотиков», «Нет наркотикам», «Спасем от наркотиков», «Без наркотиков» проводились конкурсы самодеятельности, агитплаката, дискотеки, викторины. Анализ материалов по проблеме наркотизма в региональной прессе за 2000-2001 гг. показал, что в ульяновских СМИ (в отличие, например, от самарских) практически полностью отсутствуют серьезные аналитические материалы по данной теме. Материалы по наркотической проблематике печатаются, как правило, в рубриках «Криминал» и «Новости»; ряд статей приурочен к определенной дате - к Дню борьбы с наркоманией, Дню борьбы со СПИДом, дням проведения областных и городских антинаркотических акций и т.д. Никаких сколько-нибудь серьезных размышлений о причинах, последствиях наркотизации и возможных стратегиях борьбы с этим явлением в ульяновских-масс-медиа до настоящего времени так и не появилось. Представители сегодняшних региональных властей не выделяют проблему наркомании в число наиболее значимых в Ульяновской области, а произошедшее в два-три последних года снижение обращаемости в областной наркодиспансер за медицинской помощью еще более отодвинуло необходимость решения данной проблемы в регионе. Главная проблема для области - бюджетная - продолжает оставаться проблемой номер один и для новой власти. Необходимость адаптации к новым рыночным отношениям накладывалась на сложности перестройки системы управления в регионе. Естественно, что в первую очередь новое руководство принялось за решение проблем, связанных с задолженностями перед коммунальными службами, негативно сказывающихся на жизни населения региона. Дело в том, что губернатор Ю. Горячев, поддерживая сельского товаропроизводителя, в середине 1990-х освободил село от уплаты коммунальных платежей, предполагая оплачивать их из иных статей областного бюджета. Однако скудный бюджет области не позволял делать это в полном масштабе, и долг области перед энергетиками возрастал с каждым годом, достигнув к 2002 г. колоссальных размеров (около трех областных бюджетов). Это привело к необходимости решения новыми властями «энергетической» проблемы и заключению договора о переструктуризации долга области и постепенной его выплате в течение последующих 15 лет. Однако некоторые центральные газеты после 2002-2003 г. стали публиковать материалы «разоблачительного» характера, касающиеся действий новых ульяновских властей. Акцент при этом делался на «вольное» обращение с федеральными трансферами, направленными в регион для решения насущных жилищных проблем. «Городские власти за них <федеральные трансферы> ответственности не несли, а куда дело их областное начальство - непонятно», - пишут «Московские новости». Помимо того, от «красного» губернатора Ю. Горячева новому губернатору В. Шаманову и его команде достался практически нетронутый пакет областной государственной собственности, поэтому в 2000-2001 гг. в области активно шли процессы ее приватизации. «Сейчас этот пакет значительно отощал - как говорят, с неясной выгодой для области и с видимой пользой для окружения Шаманова», - указывалось в «Московских новостях». Можно предположить, что именно с этими социально-политическими процессами и связано «отодвигание» проблемы наркотизма и необходимости ее решения на высшем региональном уровне на дальний план.

    Центральным пунктом для конструкционистской теории социальных проблем является их объяснение как деятельности, а не как условия. В противоположность объективистам, которые обращаются к социальным условиям, их причинам и решениям социальных проблем, конструкционисты интересуются выдвижением утверждений-требований относительно условий, способов производства смыслов и значений, соотносимых с нежелательными условиями, и реакциями, которые вызывает эта деятельность. Суть изучения социологами специфики социальной реакции на проблему в рамках этой теории заключается в нахождении акторов, заинтересованных как в конструировании проблемы с целью привлечения внимания к ней, так и в ее деконструировании (нивелировании, игнорировании). Антинаркотическая политика Ульяновской области

    дает нам яркий пример деконструкции проблемы распространения наркотиков и наркомании на территории одной области. Для подтверждения либо опровержения данной гипотезы необходимо описать систему взаимодействия основных акторов в сфере антинаркотической деятельности в регионе (включая как «традиционных» государственных акторов, так и возникших «новых» субъектов, претендующих на место в системе региональной антинаркотической политики), место каждого из них в этой системе, их интересы в данной сфере, наличие определенных ресурсов, позволяющих реализовывать свои интересы и определенным образом актуализировать/игнорировать проблему наркотизма. Какова была роль областной администрации, общественных организаций, средств массовой информации, «экспертов» и других участников антинаркотической региональной деятельности? Какие риторические стратегии и речевые ресурсы использовали те, кто выдвигал утверждения-требования относительно проблемы наркотизма в регионе, а также каковы были последствия этих действий? Описывая систему социального реагирования на проблему наркотизма в Ульяновской области, необходимо учитывать специфические социально-политические события, происходившие в области в эти годы и придававшие реакциям региональных антинаркотических акторов специфическую, «ульяновскую», окраску.


    Please publish modules in offcanvas position.