2.3. Основные особенности антинаркотической политики в Ульяновской области в 1990-е годы
Особенности социально-политических трансформаций в регионе явились мощным фактором, влияющим на антинаркотическую деятельность в Ульяновской области. Противостояние по линии «область-город» (консерваторы-демократы) затрагивало все сферы жизни региона; данный конфликт проявился и в антинаркотической политике. Те субъекты антинаркотической деятельности, которые были сторонниками областной администрации, были вынуждены взаимодействовать только между собой, не сотрудничая с городскими структурами, и наоборот.
При этом самой'главной спорной проблемой антинаркотической политики в Ульяновской области являлось выделение финансирования определенным ее акторам. Притоку финансов в сферу антинаркотической деятельности препятствовала бюрократическая система: с одной стороны, бюджет области выделял ничтожно малое количество средств для работы медицинских и правоохранительных учреждений, занимающихся проблемой наркомании, а с другой - администрация области не позволяла негосударственным организациям привлекать дополнительные материальные ресурсы.
Специфика антинаркотической деятельности в Ульяновской области до 2000 г. заключалась в том, что правящий режим не был заинтересован в общественном внимании к проблеме наркотизма. Соответственно, ей либо не уделяли должного внимания, либо (когда игнорировать проблему было невозможно) решали формально. С этим связано то, что информация о масштабах распространения наркомании в области стала доходить до общественности (и то частично) начиная лишь с 1999 г. До этого времени статистические данные, касающиеся уровня наркотизации региона, намеренно занижались. Областной комитет здравоохранения, подчиняющийся областной администрации, в течение нескольких лет снижал цифры, предоставляемые Государственному комитету по статистике о злоупотреблениях наркотиками, поступающие непосредственно из наркологических кабинетов и областного наркологического диспансера. Поэтому, согласно официальным данным, Ульяновская область до 1999 г. попадала в разряд наименее подверженных наркомании регионов России. Специалисты объясняли это тем, что Ульяновск - экономически значительно более слабый регион, народ здесь беднее, поэтому покупательная способность в отношении наркотиков, как и любых других товаров, значительно ниже. Таким образом, до 1999-2000 гг. в Ульяновской области проблема злоупотребления наркотическими веществами решалась в рамках типично «советских» способов реагирования: сокрытия реальных статистических данных и формального должностного выполнения задач. Соответственно, и не было никакой антинаркотической деятельности в регионе. Как говорит лидер общественной организации «Матери против наркотиков»,«это особенность нашей обмети. Вот именно нашей области, потому что мы находимся в таком каком-то промежуточном состоянии. Вокруг нас все бушует, а у нас тишина. ... Самара, Нижний Новгород, там все бушует. У нас тишина. У нас проблема спрятана... Вначале, при Горячеве, не было разговора на эту тему, как-то закрывалось все. Все было на уровне слов. Действий-то было сделано очень мало. Мы столько ходили с бумагами к Горячеву... Вроде как движение-то видим, т.е. тут письмо, тут кто-то поддержал, тут кто-то что-то сказал, а результатов нет» (Интервью № 24, см. приложение). По словам главного врача детской городской поликлиники, «до сегодняшнего дня, по крайней мере, никто за эту проблему <наркомании> не брался. У нас всегда считалось так, что это где-то, не у нас. ... У нас так и наркомания, у нас так и туберкулезы, и по всем другим моментам» (Интервью № 23, см. приложение).
«Вы хотели мое личное мнение по Ульяновску? Здесь в принципе любое дело забалтывалось, начиналось с болтовни и заканчивалось болтовней» (Директор областного наркологического диспансера в 2000-2002 гг., Ульяновск, Интервью № 21, см. приложение).
В региональных СМИ до 1998 г. проблема распространенности наркомании в Ульяновской области практически не освещалась. Писать об особенностях и анализировать сложности наркотической ситуации в регионе было возможно лишь на страницах общероссийских газет.
Описывая ситуацию в Ульяновской области, необходимо отметить, что во многом реакция на проблему наркомании явилась следствием общефедеральной политики в сфере наркотизма. Поскольку на федеральном уровне к 1998 г. была заметна значительная активность в области противодействия распространению наркомании, региональные власти были вынуждены ставить вопросы о необходимости принятия мер в борьбе с наркоманией. Однако отсутствие понимания глубины проблемы, необходимых интеллектуальных ресурсов, нормального финансирования антинаркотической деятельности и конкретных субъектов, ответственных за борьбу с наркоманией, вело к незначительной заинтересованности в привлечении внимания к проблеме наркомании и было главной причиной «формального» подхода к ее решению. Так, в 1998 г. во время принятия комплексных областных программ по вопросам антинаркотической политики не было отдельной программы (как в большинстве других областей). Раздел «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании» был включен в областную межведомственную программу «Профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи» и областную межведомственную программу «Семья и дети». Прописанные в них мероприятия на 1998-1999 гг. носили заведомо неосуществимый и бессмысленный характер, что ярко иллюстрирует цитата из этой программы: «подготовить и провести операцию «Хмель» с целью полного выявления несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества и спиртные напитки». Большая же часть мероприятий не была реализована в силу отсутствия финансовых средств и заинтересованности. Антинаркотическая областная программа писалась медленно и окончательно была дописана лишь к началу 2000 г.
Таким образом, региональные власти в проводимых ими антинаркотических мероприятиях реагировали скорее на «волны беспокойства», идущие из федерального центра. Так, распоряжением президента РФ Б. Ельцина «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими» от 17 сентября 1998 г. было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ завершить в 1999 г. создание межведомственных комиссий по противодействию незаконному обороту наркотиков и принять соответствующие целевые программы. Поэтому в 1999 г. при администрации Ульяновской области была организована соответствующая комиссия, возглавил ее заместитель губернатора по социальным вопросам. Однако специалисты крайне низко оценивали эффективность ее работы: по их мнению, никаких эффективных действий в антинаркотической сфере в регионе комиссией предпринято не было.
Поворотным пунктом в привычных реакциях областных и городских властей на проблему наркомании стала осень 1998 г., когда в сентябре несколько учеников школы № 2 г. Ульяновска умерли от передозировки наркотиками. Разговор о проблеме наркомании с родителями учеников этой школы, организованный в администрацией Ленинского района города, проходил под лозунгом «Молчать больше нельзя!». Несмотря на это, государственные органы в очередной раз продемонстрировали традиционные советские методы реагирования: по результатам ЧП были срочно предприняты соответствующие командно-административной управленческой системе меры - увольнение руководителей разных уровней в комитетах образования. В первую очередь смерть школьников подействовала на общественность и масс-медиа: проблема наркомании стала активно обсуждаться. Стали появляться публикации с информацией о злоупотреблении молодежи наркотиками, однако освещение проблемы было крайне тенденциозным. Естественно, отсутствовала хоть малейшая критика действий областных властей. Как правило, обсуждались трудности профилактической работы, сложности в работе правоохранительных структур, в СМИ писалось о вредном влиянии наркотиков на организм, перечислялись признаки, по которым родители могут опознать, употребляет ли их ребенок наркотики. Также стала публиковаться статистика милиции по перехвату наркотиков, поставляемых из других регионов и т.д. В целом, обращение в конце 1990-х гг. региональных СМИ к теме наркомании, которая трактовалась как острая социальная проблема, придало ей характер «видимости» и привлекло общественное внимание. Однако, как показывает анализ основных областных газет с 1997 г. по 2001 г., привлекая внимание и информируя население об основных параметрах проблемы, масс- медиа тем самым транслировали, «размытое чувство беспокойства» относительно молодежной наркомании. Публикации в региональной прессе рисовали и устрашающие картины тотального увлечения наркотиками в молодежной среде, типичным примером которого может быть следующая цитата из статьи в одной из газет г. Димитровграда Ульяновской области: «В нашем городе сложилась неблагоприятная обстановка, связанная как с распространением наркотиков, так и с ростом количества наркоманов. Ежегодно приходится констатировать, что трагический список погибших от наркотиков димитровградцев увеличивается, как правило, за счет молодежи. Ничего утешительного не приносят опросы молодых людей, в том числе и школьников, выводы призывной комиссии. Большое количество подростков, юношей и девушек или уже пробовали наркотики, или даже «знают в этом толк» (Детей пора спасать // Димитровград-Панорама, 1999, 21 сентября, № 156, с.1). Как отмечают некоторые ученые, такой способ конструирования проблемы в масс- медиа не способен позитивно повлиять на изменение ситуации, а может привести к возникновению моральной паники среди взрослого населения и способствовать росту наркомании в молодежной среде. Указанная тенденция подтверждается данными социологического опроса, проведенного в 1999 г. среди школьников г. Ульяновска: «Повышенный интерес, проявляющийся в регулярном и целенаправленном обращении к статьям и передачам о наркотиках и наркоманах, отмечался у каждого пятого школьника независимо от пола и возраста»19. Таким образом, трагические события осени 1998 г. в Ульяновске стали новостью номер один для региональной прессы и наполнили медиа-пространство пониманием необходимости говорить о данной проблеме. Однако сколько-ни- будь серьезного обсуждения данной темы в региональных средствах массовой информации не последовало.
В целом, этап государственных антинаркотических реакций до 2000 г. (при Ю. Горячеве) характеризовался отсутствием осознанных и стратегических целей антинаркотической региональной политики и заинтересованности властей в решении данной проблемы. Многими экспертами Ульяновская область характеризуется как негативный пример региональной антинаркотической политики. «Открытие» статистических данных относительно высокого уровня злоупотребления наркотическими веществами в Ульяновской области в 1999 г. явилось еще одним фактором роста общественной обеспокоенности. Для властей же это явилось возможностью использовать «болезненный» аргумент в политико-экономических целях. В таблице 5 приводятся данные Министерства здравоохранения 1991-2002 гг. о числе больных, впервые взятых под наблюдение с диагнозом наркомания в Ульяновской области20:
Таблица 5. Число больных, впервые взятых под наблюдение с диагнозом наркомания в Ульяновской области
|
Всего |
Подростки и дети |
||
Абсолютные величины |
На 100 тысяч человек |
Абсолютные величины |
На 100 тысяч человек |
|
1991 |
56 |
3,9 |
- |
- |
1992 |
26 |
1,85 |
- |
- |
1993 |
32 |
2,2 |
- |
- |
1994 |
48 |
3,2 |
- |
- |
1995 |
104 |
7 |
- |
- |
1996 |
208 |
14 |
13 |
22,7 |
1997 |
448 |
30,2 |
40 |
60,7 |
1998 |
811 |
55 |
91 |
129,7 |
1999 |
1512 |
102,7 |
231 |
329,3 |
2000 |
1548 |
105,5 |
102 |
138,7 |
2001 |
1064 |
73 |
64 |
87,2 |
2002 |
307 |
21,2 |
10 |
13,2 |
19 Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах г. Ульяновска. Социологический очерк. / Под ред. E.Л. Омельченко - Ульяновск: УлГУ, 1999, с.81.
20 Кошкина Е.А, Корчагина Г.А, Шамота А.З. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом и наркоманиями в РФ. Пособие для врачей психиатров-наркологов - М, 2000, с.72. Данные за 2000-2002 гг. получены из Ульяновского областного наркологического диспансера.
Суммарные цифры по числу больных наркоманиями, находившихся в тот же период под наблюдением в Ульяновской области, представлены в таблице б21:
Таблица 6. Количество больных наркоманиями, находящихся под наблюдением в Ульяновской области
|
Всего |
Подростки и дети |
||
|
Абсолютные |
На 100 тысяч |
Абсолютные |
На 100 тысяч |
|
величины |
человек |
величины |
человек |
1991 |
336 |
23,6 |
1 |
1,8 |
1992 |
328 |
22,8 |
- |
- |
1993 |
296 |
20,3 |
- |
- |
1994 |
314 |
21,1 |
1 |
1,6 |
1995 |
337 |
22,6 |
6 |
9,4 |
1996 |
459 |
31,9 |
11 |
17,3 |
1997 |
814 |
55 |
41 |
62 |
1998 |
1431 |
97,2 |
84 |
122 |
1999 |
2588 |
175,8 |
185 |
261,9 |
2000 |
3929 |
268,5 |
169 |
229,8 |
2001 |
4614 |
316,5 |
113 |
152 |
2002 |
4225 |
292 |
22 |
29 |
Число лиц, впервые взятых под наблюдение в связи со злоупотреблением наркотическими средствами по Ульяновской области с 1991 по 2002 гг., отражено в таблице 7 22:
Таблица 7. Число лиц, впервые взятых под наблюдение в связи со злоупотреблением наркотическими средствами по Ульяновской области
|
Всего |
Подростки и дети |
||
|
Абсолютные |
На 100 тысяч |
Абсолютные |
На 100 тысяч |
|
величины |
человек |
величины |
человек |
1991 |
19 |
1,3 |
- |
- |
1992 |
- |
- |
- |
- |
1993 |
8 |
0,5 |
- |
- |
1994 |
16 |
1,1 |
- |
- |
1995 |
164 |
11 |
- |
- |
1996 |
41 |
2,8 |
23 |
35,5 |
1997 |
220 |
14,8 |
75 |
115,1 |
1998 |
419 |
28,4 |
173 |
184,5 |
1999 |
410 |
27,2 |
287 |
439,7 |
2000 |
219 |
14,9 |
48 |
65 |
2001 |
192 |
13,2 |
53 |
74 |
2002 |
155 |
10,7 |
28 |
38 |
21 Кошкина Е.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом и наркоманиями в РФ. Пособие для врачей психиатров-наркологов. - М., 2000, с.72. Информация о 2000-2002 годах получена автором из архивных материалов Ульяновского областного наркологического диспансера. 22Там же, с.72.
лейтенант В. Шаманов), ознаменовавшими начало новой волны социальной, экономической и политической жизни в регионе.
Опрос населения и экспертов, проведенный непосредственно после перевыборов губернатора, показал, что население в целом достаточно скептически оценивает возможности местных властей справиться со сложной ситуацией в области своими силами (это мнение высказало 80% опрошенных). Ульяновские эксперты из Законодательного собрания и Городской думы были настроены гораздо оптимистичнее горожан: основная тенденция большинства экспертных интервью - возлагаемая на новые власти надежда относительно улучшения социально-экономической ситуации в регионе, включая и антинаркотическую политику.
На конец 2002 г. основные особенности антинаркотической политики в Ульяновской области остались прежними. Так, анализ местной прессы показал, что большинство проводимых в регионе антинаркотических мероприятий 2001 г. носили кратковременный характер. В рамках отдельных (чаще - однодневных) акций «Против наркотиков», «Нет наркотикам», «Спасем от наркотиков», «Без наркотиков» проводились конкурсы самодеятельности, агитплаката, дискотеки, викторины. Анализ материалов по проблеме наркотизма в региональной прессе за 2000-2001 гг. показал, что в ульяновских СМИ (в отличие, например, от самарских) практически полностью отсутствуют серьезные аналитические материалы по данной теме. Материалы по наркотической проблематике печатаются, как правило, в рубриках «Криминал» и «Новости»; ряд статей приурочен к определенной дате - к Дню борьбы с наркоманией, Дню борьбы со СПИДом, дням проведения областных и городских антинаркотических акций и т.д. Никаких сколько-нибудь серьезных размышлений о причинах, последствиях наркотизации и возможных стратегиях борьбы с этим явлением в ульяновских-масс-медиа до настоящего времени так и не появилось. Представители сегодняшних региональных властей не выделяют проблему наркомании в число наиболее значимых в Ульяновской области, а произошедшее в два-три последних года снижение обращаемости в областной наркодиспансер за медицинской помощью еще более отодвинуло необходимость решения данной проблемы в регионе. Главная проблема для области - бюджетная - продолжает оставаться проблемой номер один и для новой власти. Необходимость адаптации к новым рыночным отношениям накладывалась на сложности перестройки системы управления в регионе. Естественно, что в первую очередь новое руководство принялось за решение проблем, связанных с задолженностями перед коммунальными службами, негативно сказывающихся на жизни населения региона. Дело в том, что губернатор Ю. Горячев, поддерживая сельского товаропроизводителя, в середине 1990-х освободил село от уплаты коммунальных платежей, предполагая оплачивать их из иных статей областного бюджета. Однако скудный бюджет области не позволял делать это в полном масштабе, и долг области перед энергетиками возрастал с каждым годом, достигнув к 2002 г. колоссальных размеров (около трех областных бюджетов). Это привело к необходимости решения новыми властями «энергетической» проблемы и заключению договора о переструктуризации долга области и постепенной его выплате в течение последующих 15 лет. Однако некоторые центральные газеты после 2002-2003 г. стали публиковать материалы «разоблачительного» характера, касающиеся действий новых ульяновских властей. Акцент при этом делался на «вольное» обращение с федеральными трансферами, направленными в регион для решения насущных жилищных проблем. «Городские власти за них <федеральные трансферы> ответственности не несли, а куда дело их областное начальство - непонятно», - пишут «Московские новости». Помимо того, от «красного» губернатора Ю. Горячева новому губернатору В. Шаманову и его команде достался практически нетронутый пакет областной государственной собственности, поэтому в 2000-2001 гг. в области активно шли процессы ее приватизации. «Сейчас этот пакет значительно отощал - как говорят, с неясной выгодой для области и с видимой пользой для окружения Шаманова», - указывалось в «Московских новостях». Можно предположить, что именно с этими социально-политическими процессами и связано «отодвигание» проблемы наркотизма и необходимости ее решения на высшем региональном уровне на дальний план.
Центральным пунктом для конструкционистской теории социальных проблем является их объяснение как деятельности, а не как условия. В противоположность объективистам, которые обращаются к социальным условиям, их причинам и решениям социальных проблем, конструкционисты интересуются выдвижением утверждений-требований относительно условий, способов производства смыслов и значений, соотносимых с нежелательными условиями, и реакциями, которые вызывает эта деятельность. Суть изучения социологами специфики социальной реакции на проблему в рамках этой теории заключается в нахождении акторов, заинтересованных как в конструировании проблемы с целью привлечения внимания к ней, так и в ее деконструировании (нивелировании, игнорировании). Антинаркотическая политика Ульяновской области
дает нам яркий пример деконструкции проблемы распространения наркотиков и наркомании на территории одной области. Для подтверждения либо опровержения данной гипотезы необходимо описать систему взаимодействия основных акторов в сфере антинаркотической деятельности в регионе (включая как «традиционных» государственных акторов, так и возникших «новых» субъектов, претендующих на место в системе региональной антинаркотической политики), место каждого из них в этой системе, их интересы в данной сфере, наличие определенных ресурсов, позволяющих реализовывать свои интересы и определенным образом актуализировать/игнорировать проблему наркотизма. Какова была роль областной администрации, общественных организаций, средств массовой информации, «экспертов» и других участников антинаркотической региональной деятельности? Какие риторические стратегии и речевые ресурсы использовали те, кто выдвигал утверждения-требования относительно проблемы наркотизма в регионе, а также каковы были последствия этих действий? Описывая систему социального реагирования на проблему наркотизма в Ульяновской области, необходимо учитывать специфические социально-политические события, происходившие в области в эти годы и придававшие реакциям региональных антинаркотических акторов специфическую, «ульяновскую», окраску.