Борьба с наркоманией в современной России - Пропаганда наркотиков

    Содержание материала

    Пропаганда наркотиков

    К 1998 г. в обществе обострилась обеспокоенность тем, что некоторые молодежные СМИ публикуют информацию о способах употребления и производства наркотиков, тем самым пропагандируя их. Эта общественная обеспокоенность также нашла отражение в принятом в 1998 г. Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», где запрещалась пропаганда использования наркотических средств. Однако 46 статья Федерального закона об обороте наркотиков не получила отражения ни в административном, ни в Уголовном, ни в Уголовно-процессуальном кодексах, а потому публикации, эксплуатирующие тему употребления наркотиков, продолжались. Теоретически Министерство печати могло либо вынести предупреждение средству массовой информации, либо отозвать лицензию, однако таких прецедентов в эти годы не было. В 2000 г. в Закон «О СМИ» было внесено дополнение в статью 4, согласно которому запрещалось распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств. В законе «О СМИ» были также предусмотрены административные меры в виде приостановления или прекращения деятельности нарушившего закон СМИ. Однако, по мнению большинства специалистов, законодательные запреты пропаганды наркотиков до недавнего времени оставались декларативными. Практических мер административного взыскания или уголовно-правовых санкций по данному положению в действующее законодательство не вводилось. Ситуация изменилась с введением 1 июля 2002 года нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, который предусматривал наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда - на граждан; от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда - на должностных лиц; и от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда - на юридических лиц. Но специалисты утверждают, что нормативно-правовые акты не в состоянии охватить весь объем наркотической пропаганды в СМИ. Например, вопрос «скрытой» пропаганды в большей степени находится в поле не законодательных, а этических норм. Следующий этап антинаркотической политики в России (1998 - 2003 гг.), по мнению некоторых экспертов, является переходом от эпидемии наркомании к стадии пропорционального роста. У специалистов до сих пор нет общего понимания причин замедления темпов роста наркотизации. Одна из них, как думают эксперты, - своего рода «насыщение». Считается, что та часть общества, которая в данных условиях должна была приобщиться к наркотикам, уже приобщилась. Иными словами, исчерпывается тот слой населения, который при данной степени тяжести негативных факторов и обстоятельств был вовлечен в наркоманию. Однако, по мнению медиков, рост числа потребителей наркотиков хоть и меньшими темпами, все же продолжается.



    Please publish modules in offcanvas position.