Борьба с наркоманией в современной России - Специфика Ульяновской области

    Содержание материала

    Специфика Ульяновской области

    Спецификой Ульяновской области является то, что политические трансформации происходили и происходят достаточно медленно по сравнению с другими регионами России. Примерно до 1998 г. региональный политический моноцентрический режим оставался неизменным: композиция акторов, их стратегии и ресурсная база, характер институтов не изменились с советских времен. Характер трансформации региона был обусловлен прежде всего особенностями политического и экономического развития в советский период. Как было показано, экономическая модернизация, выражавшаяся в создании индустриального комплекса, в Ульяновской области произошла сравнительно поздно. Помимо того, существовала прямая зависимость развития области и благополучия ее населения от возможностей обмена символических ресурсов «родины Ленина» на производственные мощности, жилищные комплексы, бытовые блага, т.е. развитие индустриального комплекса и градостроения шло параллельно ленинской мемориализации города.

    До середины 1980-х благополучие области не было связано с эффективностью управления регионом. Оно зависело не от исполнения экономических программ в сельском хозяйстве или промышленности, а от реализации идеологических проектов центрального руководства. В отличие от ряда других регионов директорат промышленных предприятий находился в зависимости не столько от отраслевого руководства, сколько от областного. Таким образом, поздняя (даже по российским меркам) модернизация аграрного региона, сопровождавшаяся созданием централизованной системы управления экономикой на региональном уровне, в сочетании с поздней урбанизацией, массовой миграцией из села в город и ролью областной столицы как источника ресурсных вливаний из Центра привели к низкой автономии политических и экономических акторов. В отличие от ряда других индустриально-аграрных регионов внутрирегиональный раскол между «центром» и «периферией» (Ульяновск versus остальная область) на уровне акторов начал проявляться лишь на относительно поздней стадии трансформации. Таким образом, региональная элита не имела достаточных ресурсных оснований для раскола и смогла сохранить свое идеологическое единство в начале стадии процесса трансформации. Все это обусловило поддержание в регионе относительно устойчивого непредставительного политического режима с доминирующим актором в виде правящей группировки. Уход от политического режима советского типа в Ульяновской области осуществлялся как вариант консервативной реформы, или «реформы сверху», которую проводила хозяйственная часть старой политической элиты, сохранившая монополию на власть и не допустившая даже частичных изменений в своем составе. В регионе не произошел «навязанный переход» под воздействием внешнего актора, как во многих других областях: попытки Центра отстранить от власти руководителей области после августовских событий 1991 г. закончились неудачей. Безрезультатными до конца 1996 г. оставались и политические притязания на власть внутрирегиональных альтернативных политических лидеров, активизирующихся в разные периоды времени. Несмотря на разрушение старой структуры, ослабление, а затем устранение КПСС в качестве доминирующего актора, возникновение условий для конкурентной политики и появление негосударственного сектора в экономике и других общественных сферах, в первой половине 1990-х старая элита в Ульяновской области смогла сохраниться, приспособившись к внешним трансформациям без изменения внутренних структур. Руководство оказалось способным жестко контролировать темп и порядок изменения правил и норм экономического и (до некоторого времени) политического взаимодействия, навязываемого Центром. При этом до выборов 1995-1996 годов сохранялся высокий уровень массовой поддержки правящей группы, и особенно ее лидера - Ю. Горячева (90,1% голосов на выборах в Совет Федерации), ориентировавшегося на этатистскую и социалистические модели управления и выступившего с курсом сдерживания на областном уровне экономических и политических реформ, проводимых Центром9. Политическая элита, пришедшая к управлению области в 1987-1990-х годах, представляла собой группу чиновников исполкома и секретарей обкома, сельских райкомов и горкомов КПСС. Члены правящей группы были связаны личными и служебными отношениями, завязавшимися еще в 1960-1970-х годы. Именно в конце 1980-х - начале 1990-х возникает первое обострение отношений между группой «хозяйственников» (сторонники «мягкой линии» в КПСС, не входившие в состав руководства партией) и идеологическими аппаратчиками. Однако оппозиционеры обладали очень слабыми ресурсами и не могли мобилизовать массовую поддержку для антиобкомовских выступлений. Возможности их деятельности определялись исключительно изменениями в соотношении сил и правил игры в Центре, и все относительные успехи оппозиции были связаны с общероссийскими успехами их внешних союзников - «реформаторов» в Центре.

    После августовских событий 1991 г. Ю. Горячев, хотя и утратил пост первого секретаря обкома КПСС, но сохранил пост председателя областного Совета народных депутатов. Используя созданную за предыдущие годы систему управления областью, его команда организовала акции в защиту его назначения на пост главы администрации области. Произошло восстановление моноцентрического режима, унаследованного от прежнего периода. «Демократы» сумели получить только пост представителя Президента РФ в области. В результате основные крупные хозяйственные и финансовые посты на протяжении 1990-х годов занимали выходцы из областных советских партийных структур, свя- оном: разграничение функций между законодательными и исполнительными органами, разграничение в правах и обязанностях между областными, городскими и районными (сельскими) органами власти. В-третьих, новые региональные системы управления в этот период фактически самоустранились от формирования социальной политики. Сферы образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, поддержки молодых семей, пенсионеров, инвалидов и других уязвимых групп функционировали по принципу «инерционного самовыживания», опираясь на ресурсы советского периода.

    Важнейшей особенностью постсоветской трансформации Ульяновской области можно считать доктрину «мягкого вхождения в рынок», фактически означающую стремление как можно дольше сохранить привычные принципы управления советского периода, базирующиеся на административном всевластии партийной бюрократии, что и удалось осуществить в Ульяновской области в 1991-2000 гг.


    Please publish modules in offcanvas position.