Молодежь России: социологический портрет - Процесс социализации

    Содержание материала

    Процесс социализации

    подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.

    Процесс самореализации предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге - социально- статусное самоопределение личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, т.е. поэтапного «замещения» старшего поколения на принципах исторической преемственности.

    Результат взаимосвязанных процессов социализации и самореализации молодого поколения - это «образ» его социальной и гражданской идентичности, выступающий в качестве индикатора эволюционного или конфликтного вхождения молодого поколения во взрослую жизнь, степени гармоничности или дисбаланса социально-экономических процессов, составляющих опору интегрированной в государство общнос- ти. Благоприятными процессы социализации и самореализации молодого поколения являются тогда, когда государство строит общественные отношения на принципах социально-справедливого экономического обмена, подкрепленного Конституцией, системой кодифицированного права, при кон- солидированности граждан, их этнической и конфессиональной толерантности.

    Сформулированное выше - это общетеоретические положения, интегральные по содержанию, а посему не всегда с необходимой полнотой верифицируемые при помощи эмпирических показателей. Ведь каждая личность проявляет свою социальную идентичность индивидуально, опосредовано широким спектром порой весьма вариативных интересов. И задача социализации молодежи, а в последующем - результативного и прогрессивного содействия её самореализации заключается в том, чтобы многообразие по содержанию индивидуальных идентичностей по форме интегрировалось в социальное единство граждан государства.

    В данной монографии авторы придерживаются «официально» принятой в Российской Федерации позиции возрастной сегментации молодежи - 14-30 лет, и социологический анализ общих проблем молодежи, проведенный на основе исследования в мае 2009 года, осуществлен на таком объекте. Однако имеется ряд проблем, «компетентностные» границы которых требуют иной сегментации, иначе гарантировать объективность информации невозможно. В частности, при изучении многих экономических, политических и правовых вопросов в качестве объекта анализа должна выступать совершеннолетняя молодежь, которая полноценно включена в общественное разделение труда. В этом случае возрастные рамки объекта социологического анализа составили 18-30 лет. Иной является возрастная градация при рассмотрении темы профессиональной ориентации учащейся молодежи и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений. Здесь возрастные рамки - 15-26 лет объективно заданы. В дальнейшем, по ряду проблем (трудовая адаптация, трудовая карьера, профессиональная переподготовка и повышение квалификации) к анализу подключена возрастная группа 18-30 лет, а в случае аспирантов и молодых ученых - до 35 лет. Возрастные рамки при изучении потребления молодежью психоактивных веществ - 11-24 года, а при изучении беспризорных - 6-17 лет. Такой дифференцированный подход к выбору возрастных границ молодежи в зависимости от анализируемых социальных проблем гарантировал высокий уровень достоверности данных, так как речь ведется именно о категории молодежи, которая является носителем той или иной конкретной проблемы. И, естественно, выводы не распространяются на ту часть молодежи, которая не является носителем анализируемой проблемы, поскольку ее суждения не отличаются компетентностью.


    Please publish modules in offcanvas position.