Молодежь России: социологический портрет - Доля молодежи, регулярно занимающейся спортом,

    Содержание материала

    Доля молодежи, регулярно занимающейся спортом,

    относительно велика до 20-тилетнего возраста, после чего начинает сокращаться (см. рис. 2). При этом доля не желающих заниматься спортом начинает увеличиваться после 16-тилетнего возраста. Основная же часть молодежи или время от времени занимается какими-то видами спорта, или изъявляет желание заниматься, но не всегда находит такую возможность из-за отсутствия доступных спортивных залов и сооружений или из-за недостатка свободного времени.

    Рисунок 2

    Доля молодежи в возрасте 11-24 года, регулярно занимающейся спортом, и доля не желающих заниматься спортом, %

    43,2


    Относительно велика доля регулярно занимающихся спортом только среди учащихся общеобразовательных учреждений (см. рис. 3).

    В целом удовлетворены условиями для проведения культурного досуга 75,8% молодежи, в том числе полностью удовлетворены - 48,7%. Доля полностью удовлетворенных среди юношей условиями для культурного досуга - 53,7%, занятием спортом - 49,8%. Эти показатели для девушек составляют соответственно 48,1% и 47,7%. По возрастным группам молодежи доля полностью удовлетворенных следующая (см. рис. 4).

    Рисунок 3

    Доля регулярно занимающейся спортом, и доля нежелающих заниматься спортом среди учащейся, работающей и неработающей и не учащейся

    молодежи, %


    Основные причины неудовлетворенности условиями для занятия спортом, физической культурой - высокая стоимость услуг и отсутствие выбора. Эти же причины лежат в основе неудовлетворенности условиями для культурного досуга.

    Рисунок 4

    Доля представителей различных возрастных групп молодежи, полностью удовлетворенных условиями для культурного проведения досуга и условиями для занятия спортом, %


    Естественно, факт удовлетворенности не вполне отражает уровень культурного содержания досуга, а лишь показывает привязанность молодежи к определенным видам деятельности, её вероятное местонахождение в период досуга.

    Основной мотив неудовлетворенности - ветхое состояние старых культурных и спортивных учреждений (сооружений) и отсутствие (или малочисленность) новых, современных. О большом расстоянии от учреждения и высокой стоимости услуг говорят немногие. Для того, чтобы представить потребности российской молодежи в культурных и спортивных объектах в альтернативном виде, им был предложен выбор: что именно они предложили бы построить вблизи своего дома? Предпочтение отдано спортивным учреждениям (сооружениям) в соотношение спорт <=> культура - 66% :44%. То есть, доля предпочитающих строительство спортивных сооружений в условных показателях в 1,5 раза превышает долю тех, кто предпочитает сооружение культурных учреждений. Это не является доказательством приоритета спортивных предпочтений, но свидетельствует о дефиците сооружений (учреждений) массового спорта и физической культуры. У культурных потребностей есть много замещающих (компенсаторных) факторов - телевидение, видео, литература. Что касается спорта, то вряд ли «походы» в магазины, работу по дому молодежь воспринимает как разновидность физической культуры. В поселениях всех типов опрошенные предлагали построить «вблизи дома» прежде всего спортзал (особенно в поселках и малых городах) и спортплощадку. В том, что учреждениям культуры нужна государственная поддержка, уверены 92,5%, учреждениям спорта - 91,5% молодых респондентов.

    Что именно следует развивать в первую очередь? По этому вопросу мнения разделились (см. перечень 2), что вполне естественно как по объективным причинам (различия условий культурного досуга и занятия спортом в поселениях разного типа), так и по субъективным (различия в потребностях молодежи).

    Перечень 2

    Мнение молодежи о том, что следует поддерживать в первую очередь в развитии условий культурного досуга и занятия спортом, %

    36,8

    - Спорткомплексы

    29,5

    - Клубы, где проводятся занятия по интересам

    27,5

    - Спортивные площадки

    25,4

    - Спортивные залы

    23,7

    - Библиотеки

    20,6

    - Бассейны

    16,7

    - Стадионы

    14,1

    - Кинотеатры

    13,9

    - Парки с аттракционами


    Если нормировать перечисленные в перечне предпочтения (приняв их в сумме за 100%), то по соотношению культура <=> спорт эти предпочтения распределятся так - 40% :60%. Иными словами, желающих построить спортивные сооружения в 1,5 раза больше, чем построить культурные. Естественно, этот показатель также не абсолютный, а условный и иллюстрирует не фактическую величину (не число людей), а тенденцию предпочтений, «степень тяготения» к спорту.


    Please publish modules in offcanvas position.