Доза потребления спиртных напитков
Средняя доза разового потребления спиртных напитков следующая:
Пиво - 1,1 литра (этот показатель не меняется с 2003 года, т.е. в среднем 2 бутылки на одного потребителя).
Вино - 320 миллилитров (условно говоря - потребляют одну бутылку объемом 0,7 мл. на двоих).
Водка - 260 миллилитров (условно говоря - потребляют одну бутылку объемом 0,5 мл. на двоих).
Других крепких напитков: коньяк, ром, виски, джин, ликер - 200 миллилитров.
Самогона, спирта - 180 миллилитров.
Разовая доза потребления пива: учащимися средних образовательных учреждений - 0,9 литров, учащимися ПТУ - 1 литр, студентами техникумов - 1,2 литра, студентами вузов - 1 литр, работающей молодежью - 1,1 литра, не работающей и не учащейся молодежью - 1,4 литра.
Молодежь в возрасте 11-24 года тратит на покупку алкогольных напитков, по собственным оценкам, в месяц в среднем 544 рубля. Этот показатель по типам поселений различается мало, тем не менее больше всего тратит молодежь районных центров - в среднем 593 рубля в месяц, молодежь мегаполисов - в среднем 561 рубль в месяц, молодежь сел и поселков - в среднем 523 рубля в месяц, молодежь областных, краевых и республиканских центров - в среднем 510 рублей в месяц.
В год один человек в возрасте 11-24 года тратит на приобретение алкогольных напитков в среднем 6528 рублей. Если учесть, что потребляют алкогольные напитки среди этой возрастной группы 18,8 млн. человек, то получится общая сумма, затраченная в течение года этой категорией молодежи на покупку алкогольных напитков - 1122 726,4 млн. рублей, или 4 231,6 млн. долларов США.
Посмотрим, как менялись затраты молодежи на приобретение алкогольных напитков с 2001 по 2009 год (см. табл. 10). Снижение численности потребляющих алкогольные напитки - это следствие «демографической ямы». Но несмотря на значительное численное уменьшение молодежи в возрасте 11-24 года и, соответственно, численности потребляющих алкогольные напитки, общий доход от реализации алкоголя молодежи ежегодно возрастал и в рублях, и в эквиваленте долларов США.
Таблица 10
Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение алкогольных напитков, %60
Годы |
Общая численность потребляющих алкогольные напитки в группе 11—24 года, млн. человек |
Средняя величина затрат в месяц на одного потребляющего, рублей |
Средняя величина затрат в год на одного потребляющего, рублей |
Суммарные затраты в год |
Процент роста относительно 2001 г. |
|
Млн рублей |
Млн долларов США |
|||||
2001 |
27,1 |
222 |
2664 |
72 194,4 |
2 489,5 |
100,0 |
2002 |
26,7 |
253 |
3036 |
81 061,2 |
2 702 |
108,5 |
2003 |
23,9 |
286 |
3432 |
82 024,8 |
2 929,5 |
117,7 |
2004 |
23,5 |
354 |
4248 |
99 828 |
3 442,3 |
138,3 |
2006 |
19,4 |
418 |
5016 |
97 310,1 |
3 604,1 |
144,8 |
2009 |
18,8 |
544 |
6528 |
122 726,4 |
4 231,6 |
170,0 |
С точки зрения приобщения к потреблению алкогольных напитков 9,7% - а это 2,8 млн. человек - молодежи в возрасте 11-24 года находятся в неблагоприятных условиях, т.е. в семьях, где кто-то из родителей (или оба родителя) злоупотребляют спиртными напитками.
Приведенные данные свидетельствуют о положительных результатах профилактической антиалкогольной работы среди молодежи. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что средний возраст молодежи, впервые приобщающейся к потреблению алкогольных напитков, увеличился. Однако не все так гладко. Довольно большая часть молодежи с рынка крепких алкогольных напитков просто оказалась вытесненной на рынок слабоалкогольного коктейля. Неслучайно их производство растет на 2-3 млн. литров в год и потребляет их в основном молодежь. По мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Т. Голиковой «Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ...ускоряет формирование привыкания к алкоголю, а также усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека».