Молодежь России: социологический портрет - Доза потребления спиртных напитков

    Содержание материала

    Доза потребления спиртных напитков

    Средняя доза разового потребления спиртных напитков следующая:

    Пиво - 1,1 литра (этот показатель не меняется с 2003 года, т.е. в среднем 2 бутылки на одного потребителя).

    Вино - 320 миллилитров (условно говоря - потребляют одну бутылку объемом 0,7 мл. на двоих).

    Водка - 260 миллилитров (условно говоря - потребляют одну бутылку объемом 0,5 мл. на двоих).

    Других крепких напитков: коньяк, ром, виски, джин, ликер - 200 миллилитров.

    Самогона, спирта - 180 миллилитров.

    Разовая доза потребления пива: учащимися средних образовательных учреждений - 0,9 литров, учащимися ПТУ - 1 литр, студентами техникумов - 1,2 литра, студентами вузов - 1 литр, работающей молодежью - 1,1 литра, не работающей и не учащейся молодежью - 1,4 литра.

    Молодежь в возрасте 11-24 года тратит на покупку алкогольных напитков, по собственным оценкам, в месяц в среднем 544 рубля. Этот показатель по типам поселений различается мало, тем не менее больше всего тратит молодежь районных центров - в среднем 593 рубля в месяц, молодежь мегаполисов - в среднем 561 рубль в месяц, молодежь сел и поселков - в среднем 523 рубля в месяц, молодежь областных, краевых и республиканских центров - в среднем 510 рублей в месяц.

    В год один человек в возрасте 11-24 года тратит на приобретение алкогольных напитков в среднем 6528 рублей. Если учесть, что потребляют алкогольные напитки среди этой возрастной группы 18,8 млн. человек, то получится общая сумма, затраченная в течение года этой категорией молодежи на покупку алкогольных напитков - 1122 726,4 млн. рублей, или 4 231,6 млн. долларов США.

    Посмотрим, как менялись затраты молодежи на приобретение алкогольных напитков с 2001 по 2009 год (см. табл. 10). Снижение численности потребляющих алкогольные напитки - это следствие «демографической ямы». Но несмотря на значительное численное уменьшение молодежи в возрасте 11-24 года и, соответственно, численности потребляющих алкогольные напитки, общий доход от реализации алкоголя молодежи ежегодно возрастал и в рублях, и в эквиваленте долларов США.

    Таблица 10

    Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение алкогольных напитков, %60

    Годы

    Общая численность потребляющих алкогольные напитки в группе 11—24 года, млн. человек

    Средняя величина затрат в месяц на одного потребляющего, рублей

    Средняя величина затрат в год на одного потребляющего, рублей

    Суммарные затраты в год

    Процент роста относительно 2001 г.

    Млн рублей

    Млн долларов США

    2001

    27,1

    222

    2664

    72 194,4

    2 489,5

    100,0

    2002

    26,7

    253

    3036

    81 061,2

    2 702

    108,5

    2003

    23,9

    286

    3432

    82 024,8

    2 929,5

    117,7

    2004

    23,5

    354

    4248

    99 828

    3 442,3

    138,3

    2006

    19,4

    418

    5016

    97 310,1

    3 604,1

    144,8

    2009

    18,8

    544

    6528

    122 726,4

    4 231,6

    170,0


    С точки зрения приобщения к потреблению алкогольных напитков 9,7% - а это 2,8 млн. человек - молодежи в возрасте 11-24 года находятся в неблагоприятных условиях, т.е. в семьях, где кто-то из родителей (или оба родителя) злоупотребляют спиртными напитками.

    Приведенные данные свидетельствуют о положительных результатах профилактической антиалкогольной работы среди молодежи. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что средний возраст молодежи, впервые приобщающейся к потреблению алкогольных напитков, увеличился. Однако не все так гладко. Довольно большая часть молодежи с рынка крепких алкогольных напитков просто оказалась вытесненной на рынок слабоалкогольного коктейля. Неслучайно их производство растет на 2-3 млн. литров в год и потребляет их в основном молодежь. По мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Т. Голиковой «Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ...ускоряет формирование привыкания к алкоголю, а также усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека».


    Please publish modules in offcanvas position.