Молодежь России: социологический портрет - Когда происходит профессиональное самоопределение учащихся образовательных школ?

    Содержание материала

    Когда происходит профессиональное самоопределение учащихся образовательных школ?

    Ответ на этот вопрос не однозначен. С одной стороны, 80% учащихся 9-11-х классов, как правило, имеют то или иное представление о своей будущей специальности (профессии), однако для 49% этот выбор не является окончательным, и еще 20% колеблются в выборе.

    В каких классах происходит (преимущественно) профессиональное самоопределение ориентирующихся на рабочие или интеллектуальные профессии? Сравним ответы учащихся 11-х классов школ; 1-х курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Как следует из данных рис. 1, профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в учреждении начального или среднего профессионального образования, достигает своего максимума в 9-м, хотя проявляется уже в 8-м классе. Профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить свое обучение в вузе, начинается в 9-м классе и длится вплоть по 11-й класс. По объективным причинам (высокий конкурс, недостаток материальных средств) многие из тех, кто намерен учиться в вузе, не могут принять окончательного решения о своей будущей профессии вплоть по 11-й класс. Это не столько трудности собственно профессионального самоопределения, сколько трудности выбора вуза или факультета.

    Характер распределения ответов опрошенных учащихся, отображенный на рис. 1, свидетельствует о двух устойчивых тенденциях в профессиональном самоопределении учащихся средней школы. Первая заключается в том, что вначале происходит разделение учащихся преимущественно на две группы (если не считать профессионально неопределившихся): на тех, кто будет усваивать профессию или специальность в учреждении НПО или СПО, и тех, кто будет усваивать специальность в вузе. Это деление по профессиональным интересам становится явным и довольно устойчивым в 8-м и продолжается в 9-м классе. Вторая - уже в 9-м классе происходит ориентация на

    специализацию у тех учащихся, кто намерен продолжить обучение в вузе. Это разделение по специализации - в основном на гуманитарное и техническое - углубляется в 10-м классе.

    Рисунок 1

    Профессиональное самоопределение учащихся различных классов, имеющих намерение продолжить обучение в профессиональном образовательном учреждении, %


    На основании ответов первокурсников различных факультетов вузов (см. табл. 3), раньше всего начинают свое профессиональное самоопределение учащиеся 8-х классов средней школы, прежде всего те, кто решил стать экономистом или врачом. Профессиональное самоопределение будущих гуманитариев, педагогов, юристов, «естественников», инженеров, аграриев начинается в 9-м классе.

    Какую специальность или профессию намерены в будущем усваивать учащиеся 9-11-х классов? На этот вопрос смогли ответить 80,5% опрошенных школьников. Их можно считать «на начальной стадии» профессионально определившимися. Из состава опрошенных учащихся старших классов средней школы имеют намерение получить высшее образование 66,1%, среднее специальное - 14,4%. Еще не решили - 19,5%.

    Поступить на факультет технического профиля желают 19,4%, гуманитарного - 34%, творческого - 5,5%, военного - 7,2%.

    Таблица 3

    В каком классе средней школы происходит профессиональное самоопределение тех, кто решил продолжить учебу по различной специализации в вузе (ответы студентов 1-го курса вузов), %

    Класс средней школы

    Факультеты

    Гуманитарный

    Педагогический

    Экономический

    Юридический

    Естественнонаучный

    технический

    Медицинский

    Аграрный

    6-й

    2,7

    9,0

    0,0

    0,0

    0,0

    3,7

    0,0

    0,0

    7-й

    5,5

    9,1

    7,4

    10,0

    0,0

    0,0

    7,2

    12,5

    8-й

    2,7

    9,1

    22,2

    0,0

    3,8

    5,7

    21,4

    0,0

    9-й

    16,3

    18,2

    14,8

    20,0

    23,1

    18,9

    28,6

    25,0

    10-й

    24,4

    18,2

    7,4

    40,0

    30,8

    24,5

    28,6

    0,0

    11-й

    48,4

    36,4

    48,2

    30,0

    42,3

    47,2

    14,2

    62,5

    Итого

    100

    100

    100

    100

    100

    100

    100

    100


    Если имеющих намерение получить военную специальность объединить с желающими получить техническую или естественнонаучную специальности, а творческую - с гуманитариями, то получим соотношение 26,6% :39,5%. То есть «гуманитариев» в 1,5 раза больше, чем «технарей». В подобном раскладе структурировать профессионально еще неопределившихся невозможно. Часть из них может поступить в вуз, часть в техникум, колледж, а часть пойти работать.

    С позиции возможной специализации в старших классах, имеем следующую структуру профессионального самоопределения учащихся 9-11 классов (см. рис. 2 и табл. 4).

    Рисунок 2

    Структура профессионального самоопределения учащихся 9-11-х классов, %


    Таблица 4

    Какие специальности или профессии намерены усвоить в будущем учащиеся 9-11-х классов средней школы, %

    специальности

    классы средней школы

    9 кл.

    10 кл.

    11 кл.

    Инженерная (техническая)

    15,0

    16,9

    24,1

    Гуманитарная

    27,1

    36,9

    36,1

    Творческая

    5,6

    6,9

    4,2

    Военная

    7,5

    4,6

    9,0

    «Средне-профессиональная»

    18,7

    10,0

    15,1

    Еще не решили

    26,1

    24,7

    11,5

    Итого

    100

    100

    100


    Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что высокая доля профессионально не определившихся в период обучения в старших классах средней школы в последующем ведет к росту числа ошибающихся в выборе специальности или профессии. Так, профессия, по которой обучаются первокурсники, совпадает с той, которую они выбрали для себя еще в школе, у 72,7% учащихся училищ, лицеев, 74,9% учащихся техникумов, колледжей, 72,2% студентов вузов.

    Большая доля тех, кто учится не по ранее выбранной специальности, а таковых среди учащихся начальных - 27,3%, средних - 25,1%, высших профессиональных образовательных учреждений - 27,8%, не всегда обусловлена ошибочным выбором либо плохой профессиональной ориентацией. Некоторые не проходят по конкурсу, у других нет средств для оплаты обучения, у третьих не хватает знаний и т.д. (см. табл. 5).

    Таблица 5

    Что помешало пойти учиться по той профессии, по которой определились еще в средней школе (ответы учащихся, студентов 1-х курсов), %

    что помешало

    Учащиеся училища, лицея (27,3% = 100%)

    студенты техникума, колледжа (25,1% = 100%)

    студенты вуза (27,8% = 100%)

    Не прошли по конкурсу на тот факультет, где хотели учиться первоначально

    12,5

    23,1

    31,7

    Требовалось оплатить обучение, а средств для платного обучения нет

    14,3

    15,5

    10,4


    Окончание табл. 5

    что помешало

    Учащиеся училища, лицея (27,3% = 100%)

    студенты техникума, колледжа (25,1% = 100%)

    студенты вуза (27,8% = 100%)

    Не хватило знаний для поступления на тот факультет, где хотели учиться первоначально

    21,6

    13,5

    10,4

    Осознали, что ошиблись с выбором специальности в школе

    17,9

    19,1

    20,8

    Другие обстоятельства (удаленность от дома, влияние родителей и т.д.)

    33,7

    28,8

    26,7

    Итого

    100

    100

    100



    Please publish modules in offcanvas position.