Когда происходит профессиональное самоопределение учащихся образовательных школ?
Ответ на этот вопрос не однозначен. С одной стороны, 80% учащихся 9-11-х классов, как правило, имеют то или иное представление о своей будущей специальности (профессии), однако для 49% этот выбор не является окончательным, и еще 20% колеблются в выборе.
В каких классах происходит (преимущественно) профессиональное самоопределение ориентирующихся на рабочие или интеллектуальные профессии? Сравним ответы учащихся 11-х классов школ; 1-х курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Как следует из данных рис. 1, профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в учреждении начального или среднего профессионального образования, достигает своего максимума в 9-м, хотя проявляется уже в 8-м классе. Профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить свое обучение в вузе, начинается в 9-м классе и длится вплоть по 11-й класс. По объективным причинам (высокий конкурс, недостаток материальных средств) многие из тех, кто намерен учиться в вузе, не могут принять окончательного решения о своей будущей профессии вплоть по 11-й класс. Это не столько трудности собственно профессионального самоопределения, сколько трудности выбора вуза или факультета.
Характер распределения ответов опрошенных учащихся, отображенный на рис. 1, свидетельствует о двух устойчивых тенденциях в профессиональном самоопределении учащихся средней школы. Первая заключается в том, что вначале происходит разделение учащихся преимущественно на две группы (если не считать профессионально неопределившихся): на тех, кто будет усваивать профессию или специальность в учреждении НПО или СПО, и тех, кто будет усваивать специальность в вузе. Это деление по профессиональным интересам становится явным и довольно устойчивым в 8-м и продолжается в 9-м классе. Вторая - уже в 9-м классе происходит ориентация на
специализацию у тех учащихся, кто намерен продолжить обучение в вузе. Это разделение по специализации - в основном на гуманитарное и техническое - углубляется в 10-м классе.
Рисунок 1
Профессиональное самоопределение учащихся различных классов, имеющих намерение продолжить обучение в профессиональном образовательном учреждении, %
На основании ответов первокурсников различных факультетов вузов (см. табл. 3), раньше всего начинают свое профессиональное самоопределение учащиеся 8-х классов средней школы, прежде всего те, кто решил стать экономистом или врачом. Профессиональное самоопределение будущих гуманитариев, педагогов, юристов, «естественников», инженеров, аграриев начинается в 9-м классе.
Какую специальность или профессию намерены в будущем усваивать учащиеся 9-11-х классов? На этот вопрос смогли ответить 80,5% опрошенных школьников. Их можно считать «на начальной стадии» профессионально определившимися. Из состава опрошенных учащихся старших классов средней школы имеют намерение получить высшее образование 66,1%, среднее специальное - 14,4%. Еще не решили - 19,5%.
Поступить на факультет технического профиля желают 19,4%, гуманитарного - 34%, творческого - 5,5%, военного - 7,2%.
Таблица 3
В каком классе средней школы происходит профессиональное самоопределение тех, кто решил продолжить учебу по различной специализации в вузе (ответы студентов 1-го курса вузов), %
Класс средней школы |
Факультеты |
|||||||
Гуманитарный |
Педагогический |
Экономический |
Юридический |
Естественнонаучный |
технический |
Медицинский |
Аграрный |
|
6-й |
2,7 |
9,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,7 |
0,0 |
0,0 |
7-й |
5,5 |
9,1 |
7,4 |
10,0 |
0,0 |
0,0 |
7,2 |
12,5 |
8-й |
2,7 |
9,1 |
22,2 |
0,0 |
3,8 |
5,7 |
21,4 |
0,0 |
9-й |
16,3 |
18,2 |
14,8 |
20,0 |
23,1 |
18,9 |
28,6 |
25,0 |
10-й |
24,4 |
18,2 |
7,4 |
40,0 |
30,8 |
24,5 |
28,6 |
0,0 |
11-й |
48,4 |
36,4 |
48,2 |
30,0 |
42,3 |
47,2 |
14,2 |
62,5 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Если имеющих намерение получить военную специальность объединить с желающими получить техническую или естественнонаучную специальности, а творческую - с гуманитариями, то получим соотношение 26,6% :39,5%. То есть «гуманитариев» в 1,5 раза больше, чем «технарей». В подобном раскладе структурировать профессионально еще неопределившихся невозможно. Часть из них может поступить в вуз, часть в техникум, колледж, а часть пойти работать.
С позиции возможной специализации в старших классах, имеем следующую структуру профессионального самоопределения учащихся 9-11 классов (см. рис. 2 и табл. 4).
Рисунок 2
Структура профессионального самоопределения учащихся 9-11-х классов, %
Таблица 4
Какие специальности или профессии намерены усвоить в будущем учащиеся 9-11-х классов средней школы, %
специальности |
классы средней школы |
||
9 кл. |
10 кл. |
11 кл. |
|
Инженерная (техническая) |
15,0 |
16,9 |
24,1 |
Гуманитарная |
27,1 |
36,9 |
36,1 |
Творческая |
5,6 |
6,9 |
4,2 |
Военная |
7,5 |
4,6 |
9,0 |
«Средне-профессиональная» |
18,7 |
10,0 |
15,1 |
Еще не решили |
26,1 |
24,7 |
11,5 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что высокая доля профессионально не определившихся в период обучения в старших классах средней школы в последующем ведет к росту числа ошибающихся в выборе специальности или профессии. Так, профессия, по которой обучаются первокурсники, совпадает с той, которую они выбрали для себя еще в школе, у 72,7% учащихся училищ, лицеев, 74,9% учащихся техникумов, колледжей, 72,2% студентов вузов.
Большая доля тех, кто учится не по ранее выбранной специальности, а таковых среди учащихся начальных - 27,3%, средних - 25,1%, высших профессиональных образовательных учреждений - 27,8%, не всегда обусловлена ошибочным выбором либо плохой профессиональной ориентацией. Некоторые не проходят по конкурсу, у других нет средств для оплаты обучения, у третьих не хватает знаний и т.д. (см. табл. 5).
Таблица 5
Что помешало пойти учиться по той профессии, по которой определились еще в средней школе (ответы учащихся, студентов 1-х курсов), %
что помешало |
Учащиеся училища, лицея (27,3% = 100%) |
студенты техникума, колледжа (25,1% = 100%) |
студенты вуза (27,8% = 100%) |
Не прошли по конкурсу на тот факультет, где хотели учиться первоначально |
12,5 |
23,1 |
31,7 |
Требовалось оплатить обучение, а средств для платного обучения нет |
14,3 |
15,5 |
10,4 |
Окончание табл. 5
что помешало |
Учащиеся училища, лицея (27,3% = 100%) |
студенты техникума, колледжа (25,1% = 100%) |
студенты вуза (27,8% = 100%) |
Не хватило знаний для поступления на тот факультет, где хотели учиться первоначально |
21,6 |
13,5 |
10,4 |
Осознали, что ошиблись с выбором специальности в школе |
17,9 |
19,1 |
20,8 |
Другие обстоятельства (удаленность от дома, влияние родителей и т.д.) |
33,7 |
28,8 |
26,7 |
Итого |
100 |
100 |
100 |