Молодежь России: социологический портрет - Трудоустройство молодых педагогов

    Содержание материала

    Трудоустройство молодых педагогов

    В настоящее время в системе общего образования работает 1 264 тыс. учителей. В период с 2001 по 2007 годы их численность сократилась на 13%. Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного - 30% . Такая ситуация

    сделала необходимым более активное пополнение педагогического корпуса общеобразовательных школ молодыми учителями13. В определенной степени содействовал привлечению молодых педагогов в общеобразовательные учреждения приоритетный национальный проект «Образование», который реализуется с 2006 года. По-видимому, и по этой причине наблюдается умеренное уменьшение среднего возраста учителей, ранее имевшего тенденцию роста. Сравнительный анализ показателей изменения среднего возраста учителей за период 2006-2008 годы14 свидетельствует, что «омоложение» состава учителей общеобразовательных школ происходит повсеместно, однако более быстрыми темпами в тех школах, которые участвовали (участвуют) в национальном проекте «Образование» (см. рис. 11).

    Рисунок 11

    Изменение среднего возраста учителей общеобразовательных школ за период 2006-2008 годы, лет


           См.: Федеральная целевая программа «Научные и научно педагогические кадры в инновационной России» на 2009-2013 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №568.

           В рамках всероссийских репрезентативных мониторингов ежегодно опрашивались более 2200 учителей общеобразовательных школ. Более подробно о данном исследовании см. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование». Оценка экспертов и позиция населения. М.: ЦСП, 2008.

    Рисунок 12

    Изменение возрастного состава учителей общеобразовательных школ России за период 2006-2008 годы, %


    Уменьшение среднего возраста учителей общеобразовательных школ происходит прежде всего за счет роста доли учителей в возрасте моложе 30 лет (см. рис. 12), а также, в особенности в школах, участвовавших (участвующих) в национальном проекте «Образование», доли учителей в возрасте от 31 до 40 лет (см. рис. 13 и для сопоставления рис. 14).

    Рассмотрим теперь рост доли учителей в возрасте до 30 лет и старше 50 лет. Это даст более наглядное представление о динамике возрастного состава учителей общеобразовательных школ (см. рис. 15-17). Во всех случаях налицо рост доли учителей в возрасте моложе 30 лет (особенно в школах, участвовавших или участвующих в национальном проекте) и уменьшение доли учителей в возрасте старше 50 лет, иными словами, эта тенденция всеобщая и присуща всем школам.

    Сравним темпы роста доли учителей в возрасте до 30 лет среди учителей всех возрастных групп в школах, участвовавших (участвующих) и не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование» (см. рис. 18). Построим этот же показатель для возрастной группы старше 50 лет (см. рис. 19).

    Рисунок 13

    Изменение возрастного состава учителей общеобразовательных школ, участвовавших (участвующих) в национальном проекте «Образование», за период 2006-2008 годы, %


    Рисунок 14

    Изменение возрастного состава учителей общеобразовательных школ, не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование», за период 2006-2008 годы, %


    Рисунок 15

    Изменение доли учителей в возрасте до 30 лет и старше 50 лет в школах России за период 2006-2008 годы, за базу (100%) приняты показатели по 2006 г., %



    Рисунок 16

    Изменение доли учителей в возрасте до 30 лет и старше 50 лет в школах, участвовавших (участвующих) в национальном проекте «Образование», за период 2006-2008 годы, за базу (100%) приняты показатели по 2006 г., %


    Рисунок 17

    Изменение доли учителей в возрасте до 30 лет и старше 50 лет в школах, не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование», за период 2006-2008 годы, за базу (100%) приняты показатели по 2006 г., %


    Рисунок 18

    Изменение доли учителей в возрасте до 30 лет в школах, участвовавших (участвующих) и не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование», за период 2006-2008 годы, за базу (100%) приняты показатели по 2006 г., %

    Рисунок 19

    Изменение доли учителей в возрасте старше 50 лет в школах, участвовавших (участвующих) и не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование», за период 2006-2008 годы, за базу (100%) приняты показатели по 2006 г., %

    Судя по данным рис. 18, до 2007 года темпы роста доли учителей в возрасте до 30 лет в школах, участвовавших (участвующих) и не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование», были одинаковыми, зато в 2008 году темпы роста доли молодых учителей значительно увеличились

    в школах, участвовавших (участвующих) в национальном проекте. Несомненно, это результат «накопительного» эффекта мероприятий национального проекта «Образование».

    Что касается изменения доли учителей в возрасте старше 50 лет (см. рис. 19), то темпы их сокращения (преимущественно выхода на пенсию) полностью идентичны как в школах, участвовавших (участвующих), так и в школах, не участвовавших (не участвующих) в национальном проекте «Образование».

    Известно, что по причине сокращения числа школ из-за «демографической ямы» общая численность учителей изменялась несколько иначе, чем их долевое соотношение. Общая численность учителей общеобразовательных школ составляла в 2006 г. - 1593,7 тыс. человек, в 2007 г. - 1535,9 тыс. человек, в 2008 г. - 1412,2 тыс. человек. Налицо сокращение общей численности учителей по сравнению с 2006 годом: в 2007 году на 3,6% (т.е. на 57,8 тыс. человек) и в 2008 году на 11,4% (т.е. на 181,5 тыс. человек). Численность учителей в возрасте до 30 лет составляла в эти годы соответственно 127,5 тыс. человек, 133,6 тыс. человек, 129,9 тыс. человек, т.е. увеличение в 2007 г. в сравнении с 2006 г. на 4,8% (т.е. на 6,1 тыс. человек) и уменьшение в 2008 г. в сравнении с 2007 г. на 2,8% (т.е. на 3,7 тыс. человек). По сравнению с 2006 годом в 2008 году также наблюдается рост численности молодых педагогов на 1,9% (на 2,4 тыс. человек), однако, по всей видимости, этот возрастной контингент педагогов также не минула участь сокращения в связи с закрытием школ.

    Численность учителей в возрасте старше 50 лет составляла в 2006, 2007 и 2008 годы соответственно 376,1 тыс. человек, 328,7 тыс. человек, 283,9 тыс. человек, т.е. уменьшение в 2007 г. в сравнении с 2006 г. на 12,6% (на 47,4 тыс. человек) и сокращение в 2008 г. в сравнении с 2007 г. на 13,6% (т.е. на 44,8 тыс. человек).

    Из этого правомерен вывод: на снижение показателя среднего возраста учителей за последние годы значительное воздействие оказывает досрочный или «ускоренный» выход на пенсию учителей старшего возраста. Однако в школах, участвовавших (участвующих) в национальном проекте «Образование», в «омоложении» контингента учителей значительную роль играет приток в школы молодых учителей в возрасте до 30 лет, особенно в 2007-2008 годы.


    Please publish modules in offcanvas position.