Молодежь России: социологический портрет - Основной критерий, по которому большинство молодых россиян отличают богатых

    Содержание материала

    Основной критерий, по которому большинство молодых россиян отличают богатых

    - «бытовой»: богатые - это те, кто «имеют большие финансовые возможности», «могут тратить много денег», «ни в чем себе не отказывать» - так определяют богатых 59% молодежи. Такие «рассуждения» характерны для молодых россиян, если их спрашивать о критериях богатства в форме открытого вопроса, без «подсказки». Если же критерии сформулировать заранее, то выбор становится более осознанным и структурированным. В этом случае молодежь в качестве отличительной черты богатых выделяет не менее восьми значимых критериев, среди которых два главных: высокое качество жилищных условий (66,2%) и возможность добиться для своих детей в жизни большего, чем это могут сделать другие (47,5%). И только после этих двух критериев следуют такие, как возможность получения хорошего образования, включая дополнительные занятия для детей и взрослых членов семьи (43,5%); возможность получить качественное медицинское обслуживание (31,8%), возможность проводить отпуск за границей (39,2%).

    Приведенные показатели свидетельствуют, что для молодых россиян отличительной чертой богатых является не наличие больших денег, а качество их жизни. Такой подход к оценке богатых характерен для представителей всех возрастных групп (см. табл. 4), а это означает, что данные характеристики универсальны.

    Выделенное молодежью основное социальное противоречие российского общества - между богатыми и бедными, то есть имущественное, является основой её социально-статусной идентификации. Эту идентификацию часть молодежи осуществляет по образу жизни, что в аспекте качества жизни тесно коррелирует с благосостоянием, индикатором которого, как правило, выступает потребительский доход.

    Средний уровень месячного потребительского дохода молодежи в возрасте 14-30 лет по состоянию на апрель 2009 года составлял 9420 рублей. Величина этого показателя значительно варьирует у учащейся молодежи, которая личный денежный доход воспринимает как «карманные деньги», и у работающей молодежи, для которой этот доход является «бюджетом» (см. рис. 1).

    Таблица 4

    Мнение представителей различных возрастных групп о том, чем главным в России жизнь богатых семей отличается от жизни всех остальных, %

    Мнения

    Молодежь в возрасте 18-30 лет

    среднее поколение (31-50 лет)

    старшее поколение (старше 50 лет)

    Возможностью проводить отпуск за границей

    39,2

    42,6

    43,2

    Возможностью иметь интересную работу

    13,9

    16,3

    13,5

    Возможностью приобретать дорогую мебель и бытовую технику

    21,3

    22,4

    19,3

    Высоким качеством жилищных условий

    66,2

    68,9

    62,3

    Возможностью получать качественное медицинское обслуживание

    31,8

    42,5

    55,6

    Возможностью много тратить на досуг (посещать дорогостоящие концерты, дискотеки, рестораны)

    38,5

    35,5

    28,3

    Возможностью получить хорошее образование, включая дополнительные занятия для детей и взрослых членов семьи

    43,5

    48,2

    43,0

    Возможностью добиться для своих детей в жизни намного бульшего, чем это могут сделать другие

    47,5

    53,2

    54,8

    Возможностью приобретать недвижимость за рубежом

    31,7

    33,1

    28,3

    Большей уверенностью в завтрашнем дне

    35,5

    42,2

    35,9

    Уважительным отношением к ним со стороны окружающих

    5,4

    2,7

    2,6

    Завистью к ним со стороны окружающих

    6,2

    5,6

    6,7

    Бульшей незащищенностью от физического насилия и посягательств на их собственность

    7,0

    8,3

    5,7

    Наличием дорогого автомобиля

    19,3

    15,0

    13,4


    Рисунок 1

    Потребительский среднемесячный доход представителей различных социальных групп молодежи, рублей


    Такой среднемесячный доход стимулирует молодежь идентифицировать себя не выше чем с 3 по 6 пункты на десятибалльной шкале «социальной лестницы». Из десяти возможных баллов свой социальный статус молодежь сегодня оценивает в 4,7 балла, а хотела бы находиться на уровне 8,2 балла, т.е. почти в 2 раза выше (см. рис. 2 и 3).

    При таком разрыве между фактическим и желаемым показателями социального статуса со стороны молодежи естественно ожидать проявления недовольства42. Однако оно, как было показано ранее, выражается лишь в констатации ею наличия в российском обществе противоречия между богатыми и бедными. На основании этого можно сделать заключение, что, согласно представлениям молодежи, потенциал рыночной системы России гарантирует фактическое или виртуальное ра-

     См.: Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М.: ИСПИ РАН, 2005; ее же: Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: «Мысль», 2007.Рисунок 2 Такой видит молодежь нынешнюю структуру российского общества и свое место в нем в апреле 2009 г., %


    Примечание. Все общество разделено на 10 страт (уровней) по принципу: 1-я - самая низшая, 10-я - самая высокая страта. Молодежь выбирала любой уровень, где, по ее мнению, она сегодня находится.Рисунок 3

    В апреле 2009г. такой хотела видеть молодежь структуру российского общества и свое место в нем, %


    Примечание. Всероссийское репрезентативное исследование, проведено в апреле 2009 г. Центром социального прогнозирования и маркетинга.

    Рисунок 4

    Такой видела молодежь структуру российского общества и свое место в нем в 2006г., %


    Примечание. Все общество разделено на 10 страт (уровней) по принципу: 10-я - самая высокая , 1-я - самая низкая страта. Молодежь выбирала любой уровень, где, по ее мнению, она сегодня находится.

    Рисунок 5

    В марте 2006г. такой хотела видеть молодежь структуру российского общества и свое место в нем в будущем, %


    Примечание.

    Всероссийское репрезентативное исследование, проведено в марте 2006 г. Институтом социологии РАН.венство шансов для продвижения вверх по профессиональной или служебной лестнице. Не случайно 52,7% молодежи в будущем, при наличии возможности, хотели бы заняться бизнесом. Виртуальность заключается как раз в нереализуемости такого плана в подобном масштабе. Причины: отсутствие авансового капитала в необходимом количестве, низкая конкурентоспособность или насыщенность рынка, нерентабельность ряда видов бизнеса.

    Сопоставление рисунков 2-3 и 4-5 свидетельствует, что за 4 года разрыв между фактическим и ожидаемым социальными статусами молодежи резко углубился. Если в фактической оценке молодежью своего социального статуса разницы практически нет (и в 2006 г., и в 2009 г. схематически - это правильная пирамида), то ожидание установления в будущем социального равенства (схематически - овал на рис. 5) сменилось более индивидуалистическим ожиданием конкурентного соперничества и лидерства как гаранта прочности социального статуса. Естественно, такое лидерство возможно только за счет достижения материального превосходства, усиливающего прагматичность и индивидуализм в социальной позиции молодежи, в итоге ведущих к доминированию принципа «каждый сам за себя». Ставка на материальное превосходство, мнение о легкой достижимости которого укоренилось в массовом сознании молодежи по итогам прошедших четырех, «сытых» за счет бюджетной «добродетели» власти лет, к тому же насыщенных коррупционными возможностями, содействовали росту нереальных ожиданий молодежи, а именно, по поводу возможности резкого повышения своего социального статуса (по сути - благосостояния) в будущем (схемы правильной и перевернутой пирамид на рис. 2 и 3).


    Please publish modules in offcanvas position.