Молодежь России: социологический портрет - 7. общественное мнение о качестве профессиональной подготовки и равенстве шансов

    Содержание материала

    7. общественное мнение о качестве профессиональной подготовки и равенстве шансов

    Выявляя мнения о качестве профессионального образования, прежде всего обратимся к оценке наиболее заинтересованных потребителей образовательных услуг - родителей, у которых дети учатся в соответствующих образовательных учреждениях. Судя по данным табл. 1, положительные оценки не являются преобладающими, но в среднем они составляют около половины от общего числа ответов. Выше всего оценивается вуз, ниже всего - начальное профессиональное образование. Положительные оценки в данном случае - результат компетенции и осведомленности в ситуации, а отрицательные - скорее влияние общего социального негативизма, когда оценка того или иного явления строится не на знаниях и опыте, а на эмоциях и настроениях.

    Таблица 1

    Оценка родителями учащихся состояния профессиональных образовательных учреждений26, %

    Мнения

    начальное профессиональное образование

    среднее профессиональное образование

    высшее профессиональное образование

    Находится в хорошем состоянии

    5,7

    7,6

    15,7

    Состояние в целом удовлетворительное, хотя имеются и проблемы

    27,5

    38,8

    45,7

    Находится в состоянии застоя

    15,4

    12,3

    7,5

    Находится в состоянии кризиса

    8,3

    6,5

    7,5

    Находится в состоянии упадка

    8,4

    2,3

    2,2

    Затруднились ответить

    34,7

    32,6

    21,5

    Всего положительных оценок

    33,2

    46,4

    61,4

    Всего отрицательных оценок

    32,1

    21,1

    17,2

    Индекс: «+1» - отличное состояние, «-1» - упадок

    -0,05

    0,12

    0,25

    26 Соответствующие оценки высказаны родителями, у которых дети учатся в тех или иных образовательных учреждениях.


    Велика доля родителей, считающих, что профессиональные образовательные учреждения сегодня не несут ответственности за качество образования (см. табл. 2).

    Таблица 2

    Оценка родителями ответственности образовательных учреждений за качество предоставляемых услуг, %

    оценка

    начальное профессиональное образование

    среднее профессиональное образование

    высшее профессиональное образование

    Несут полную ответственность

    31,5

    31,9

    34,3

    Ответственность несут, но небольшую

    28,8

    27,6

    25,6

    Не несут ответственности

    18,8

    19,3

    23,3

    Затруднились ответить

    20,9

    21,2

    16,8

    Итого

    100

    100

    100

    Всего положительных оценок

    60,3

    59,5

    59,9


    Перспектива усиления государственного контроля в сфере образования положительно воспринимается родителями - больше половины (58%) поддерживают такую линию модернизации образования. Абсолютное большинство опрошенных родителей полагают, что необходимо принятие закона, повышающего уровень ответственности профессиональных образовательных учреждений, дающего соответствующие гарантии качества образования. Подобный закон видится ими как некая система нормативно-правового регулирования образовательной сферы на всех ее уровнях - от дошкольных учреждений до вуза и дополнительного образования.

    Можно предположить, что потребность в дополнительном законодательном регулировании отношений граждан с системой профессионального образования связана с тем, что значительная часть родителей не уверена в реальной, гарантированной доступности качественного образования на всех уровнях (см. табл. 3).

    Таблица 3

    Мнение родителей о гарантии доступности профессионального образования, %27

    Равный доступ к профессиональному образованию разного уровня вне зависимости от места жительства:

    1) в начальных профессиональных образователь-

    33,2

    40,7

    14,8

    11,3

    0,39

    ных учреждениях






    2) в средних профессиональных образовательных уч-

    20,8

    44,8

    21,9

    12,5

    0,21

    реждениях






    3) в высших профессиональных образовательных уч-

    11,4

    37,2

    43,6

    7,8

    -0,14

    реждениях






    Равный доступ всех граждан к профессиональному образованию разного уровня вне зависимости от уровня доходов семьи:

    1) в начальных профессиональных образователь-

    35,6

    36,3

    16,4

    11,8

    0,37

    ных учреждениях






    2) в средних профессиональных образовательных уч-

    14,9

    43,8

    29,7

    11,7

    0.07

    реждениях






    3) в высших профессиональных образовательных уч-

    4,7

    27,6

    60,4

    7,3

    -0,42

    реждениях






    Гарантия высокого качества получаемого профессионального образования:

    1) в начальных профессиональных образователь-

    9,0

    42,1

    32,4

    16,5

    -0,02

    ных учреждениях






    2) в средних профессиональных образовательных уч-

    9,0

    43,6

    30,9

    16,5

    -0,01

    реждениях






    3) в высших профессиональных учреждениях (вузах)

    12,2

    42,9

    33,3

    11,6

    0,01

    Информирование выпускников о реальных потребностях рынка труда:

    1) в начальных профессиональных образовательных учреждениях

    6,5

    36,6

    33,2

    23,8

    -0,08

    2) в средних профессиональных образовательных учреждениях

    6,3

    36,8

    33,2

    23,7

    -0,09

    3) в высших профессиональных образовательных учреждениях

    7,9

    34,4

    35,4

    22,3

    -0,10

    27 Примечание. Значения индекса: « + 1» - доступность гарантирована полностью, «-1» - доступность не гарантирована.

    Мнение родителей о гарантии доступности профессионального образования, %27

    Гарантией доступности профессионального образования обеспокоена и педагогическая общественность. Мнение педагогической общественности страны представляет интерес само по себе, так как это показатель основного административного ресурса, используемого для успешной реализации мероприятий приоритетных направлений по модернизации образования, как в региональном масштабе, так и в Российской Федерации в целом28.

    Обеспечение доступности качественного образования - важный принцип жизни социально-ориентированного общества. Доступность предполагает равные стартовые возможности для получения качественного образования на всех уровнях. Постановка на повестку дня данной проблемы в государственном масштабе свидетельствует о наличии издержек в реализации этого принципа. По мнению большинства представителей педагогической общественности, для российской молодежи общедоступность образования сегодня гарантирована не в полной мере: нет полной гарантии получения качественного образования в соответствии с госстандартом; нет гарантирован

    28 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации одобрены на заседании Правительства Российской Федерации

     декабря 2004 г., протокол № 47, раздел 1.

    ного доступа для молодежи к качественному образованию вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; не в полной мере гарантирована информированность учащихся о реальных потребностях рынка труда (см. табл. 4).

    Таблица 4

    Доля представителей педагогической общественности, считающей, что общедоступность образования для российских граждан сегодня гарантирована в полной мере, %

    Гарантии

    Руководители органов управления образованием субъектов РФ

    Руководители районных (муниципальных) органов управления образованием

    Руководители вузов

    Преподаватели вузов

    Руководители средних школ

    Учителя средних школ

    Бесплатность полного среднего образования в пределах госстандарта

    50,0

    72,1


    -

    56,3

    61,5

    Равный доступ всех граждан к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства

    10,0

    36,1

    21,7

    15,3

    36,7

    36,2

    Равный доступ всех граждан к образованию разных уровней вне зависимости от уровня доходов семьи

    15,0

    26,2

    13,0

    3,6

    23,4

    21,7

    Получение образования в соответствии с госстандартом, гарантирующим высокое качество образования

    15,0

    21,3

    19,6

    14,6

    24,2

    21,3

    Информированность учащихся о реальных потребностях рынка труда

    5,0

    21,3

    16,3

    9,5

    14,8

    10,2

    ^Примечание: здесь и далее тире в соответствующих клетках таблицы означает, что для данной группы респондентов вопрос не включал эту позицию.


    Один из возможных способов гарантии доступности профессионального образования - создание системы образовательного кредитования на получение профессионального образования. Доля сторонников этого мероприятия велика среди руководителей районных (муниципальных) органов управления образованием, педагогической общественности школ и вузов. Значительно меньше - среди руководителей органов управления образованием субъектов РФ (см. рис. 1).

    Рисунок 1

    Доля представителей педагогической общественности, полностью поддерживающих создание системы образовательного кредитования на получение высшего образования, %


    Высказанные родителями общие оценки сферы профессионального образования, которые на первый взгляд выглядят относительно благополучно, при ответах на конкретные вопросы как бы «рассыпаются» на ряд отрицательных фрагментов. Например, когда речь идет о гарантии равного доступа к различным образовательным услугам (см. табл. 5), оказывается, что родители видят здесь ряд существенных ограничений (место жительства, отсутствие информации, уровень доходов). Характерно, что вопросы о качестве образования, заданные в этом контексте, выглядят куда более критично, чем вопросы общего порядка на ту же тему.

    Таблица 5

    Оценка родителями, проживающими в поселениях разного типа, гарантии качества образовательных услуг в сфере профессионального образования, %29

    Гарантировано в полной мере

    Тип поселения

    Мегаполисы

    Областные центры

    Районные центры

    Села и поселки

    Равный доступ всех граждан к профессиональному образованию разного уровня вне зависимости от места жительства - Индекс

    0,31

    0,19

    0,20

    0,13

    1) в начальных профессиональных образовательных учреждениях

    40,6

    30,0

    35,6

    23,4

    2) в средних профессиональных образовательных учреждениях

    34,1

    18,1

    15,5

    8,1

    3) в высших профессиональных образовательных учреждениях

    19,1

    8,8

    9,1

    7,3

    Равный доступ всех граждан к профессиональному образованию разного уровня вне зависимости от величины доходов семьи - Индекс

    0,29

    0,15

    0,15

    0,11

    1) в начальных профессиональных образовательных учреждениях

    46,6

    31,1

    36,1

    25,8

    2) в средних профессиональных образовательных учреждениях

    30,6

    10,8

    7,8

    4,8

    3) в высших профессиональных образовательных учреждениях

    10,3

    3,2

    1,8

    1,6

    Высокое качество получаемого профессионального образования - Индекс

    0,12

    0,08

    0,10

    0,14

    1) в начальных профессиональных образовательных учреждениях

    11,9

    6,9

    8,7

    11,3

    2) в средних профессиональных образовательных учреждениях

    11,6

    6,1

    9,6

    13,7

    3) в высших профессиональных образовательных учреждениях

    13,8

    10,4

    11,9

    16,1

    29 Примечание. Значения индекса: «+1» - качество образования гарантировано полностью, «-1» - качество образования не гарантировано.


    Окончание табл. 5

    гарантировано в полной мере

    тип поселения

    Мегаполисы

    областные центры

    Районные центры

    села и поселки

    Информирование выпускников о реальных потребностях рынка труда - Индекс

    0,11

    0,05

    0,05

    0,08

    1) в начальных профессиональных образовательных учреждениях

    8,8

    5,2

    5,0

    8,9

    2) в средних профессиональных образовательных учреждениях

    10,0

    5,0

    4,1

    6,5

    3) в высших профессиональных образовательных учреждениях

    13,1

    5,8

    5,9

    7,3

    Интегральный индекс

    0,21

    0,12

    0,13

    0,11


    Проблема гарантии качества образования особенно волнует жителей административных центров субъектов РФ. Можно предположить, что эта ситуация связана с нехваткой квалифицированных кадров на всех образовательных уровнях.

    Одна из проблем, затрудняющих профессиональную подготовку специалистов в профессиональных образовательных учреждениях, - отсутствие преемственности между учебной программой средней школы и требованиями профессиональных образовательных учреждений к базовым знаниям начинающих студентов30. В ходе экспертного опроса доля преподавателей 1-х курсов вузов, считающих, что базовых знаний выпускников средних школ в полной степени хватает для успешной учебы в вузе, составила всего 22%. По мнению 53% опрошенных преподавателей, базовых знаний выпускников школ по ряду предметов не хватает, более того, 25% преподавателей считают, что у многих начинающих студентов знаний для успешной учебы в вузе явно недостаточно.

     Приводятся данные общероссийского репрезентативного опроса преподавателей первых курсов профессиональных образовательных учреждений. Повторный опрос проходил в 65 субъектах Российской Федерации в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах: Воронежская, Курская области, Москва, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская области, Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Чувашская Республика, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская, Новосибирская, Омская области, Красноярский и Хабаровский края.

    На недостаток знаний по таким предметам, как математика указали 35%, физика - 30%, русский язык - 20% опрошенных преподавателей. Реже упоминается нехватка знаний по химии, литературе, биологии, истории, информатике, иностранному языку, обществознанию, черчению, географии, экономике и этике, что может быть связано с относительно небольшой численностью студентов гуманитарного профиля в сравнении с численностью студентов технического профиля (см. рис. 2).

    Рисунок 2

    Доля преподавателей, указавших на то, по каким предметам не хватает знаний у студентов 1-х курсов для успешного обучения в вузе, %


    Ситуация в целом не изменилась и после всеобщего введения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Оценивая уровень подготовленности абитуриентов после всеобщего введения ЕГЭ, 10% опрошенных преподавателей 1-х курсов вузов отметили его повышение, 50% - не видят никаких изменений и 40% - высказали мнение о снижении уровня подготовки выпускников средних школ.

    Прежде чем приступить к подробному анализу оценки общественностью результатов всеобщего использования ЕГЭ как основного критерия для поступления молодежи в вуз, осуществим анализ мотива введения ЕГЭ. В качестве основного мотива всеобщего введения ЕГЭ выступает необходимость выравнивания шансов, то есть нейтрализации действия региональных и социальных диспропорций при поступлении выпускников средних школ в вузы.

    Эти диспропорции проявились с особой силой в 1991-93 годах по причине социального и экономического кризиса в стране (перед распадом СССР) и обнищания населения. В этот период коммерческих вузов было мало (по сути - единицы), и то в основном в Москве и Санкт-Петербурге, а в функционировавшие государственные вузы ринулись дети новых бизнесменов, самих преподавателей вузов, их родственников, друзей и т.д., в том числе за взятки. Такая ситуация ущербно сказалась на выпускниках сельских школ. В селах в этот период происходил распад колхозов и совхозов, и денег у крестьян не было, чтобы направлять детей учиться в город. Кроме того, после распада СССР конкуренция среди абитуриентов снизилась, так как резко сократилась численность поступающих из стран, вышедших из состава СССР. Все это привело к серьезным диспропорциям в региональном и социальном составе студентов российских вузов.


    Please publish modules in offcanvas position.