Молодежь России: социологический портрет - Отношения современной молодежи к определенным поступкам и действиям

    Содержание материала

    Отношения современной молодежи к определенным поступкам и действиям

    В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи. Кроме того, более половины молодежи считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, проституцию, деловую необязательность.

    В то же время оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются молодыми уже не так безусловно, как в прежние годы. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении к уклонению от уплаты налогов, даче/ получению взяток. Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения (см. рис. 4).

    Рисунок 4

    Мнение молодежи и представителей старшего поколения о том, какие поступки никогда не могут быть оправданы, %


    Декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков.

    В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиция молодежи не столь консолидирована. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают около половины, а не считают зазорным - 34%-50% молодежи (20%-41% представителей старшего поколения).

    По ряду позиций - отношению к гомосексуализму, использованию секса в корыстных целях, уклонению от налогов, курению, употреблению крепких спиртных напитков - зона распространения моральных запретов за прошедшие 10-12 лет расширилась (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Динамика отношения молодежи к аморальным и неэтичным поступкам, %

    Поведение

    Приходилось это делать самим

    Делать не приходилось, но и других не осуждают за это

    Осуждают такие поступки


    1997 г.

    2007 г.

    1997 г.

    2007 г.

    1997 г.

    2007 г.

    Гомосексуализм

    2,6

    2,0

    23,3

    13,7

    74,1

    84,3

    Проституция

    9,4

    8,8

    34,5

    29,1

    56,1

    62,1

    Уклонение от уплаты налогов

    13,7

    9,8

    36,2

    37,4

    50,1

    52,8

    Дача взятки

    23,9

    20,2

    27,8

    33,9

    48,3

    45,9

    Употребление наркотиков

    10,2

    9,9

    8,4

    8,6

    81,4

    81,5

    Злоупотребление алкогольными напитками

    38,9

    28,5

    48,7

    57,0

    12,4

    14,5


    Судя по данным табл. 1, пессимистичные диагнозы морального разрушения российской молодежи не соответствуют действительности. Порой обеспокоенность СМИ морально-нравственным состоянием молодежи является не столько констатацией неизлечимой утраты корней и традиций, сколько признаком того, что граждане осознают необходимость морального и нравственного выздоровления общества.

    В целом многие россияне, особенно молодежь, вынужденные приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни, заметно «преуспели» в искусстве обходить нормы, диктуемые им обществом и государством. Молодое поколение действительно несколько отстает от старшего по включенности в морально-нравственный контекст жизни общества, относясь ко многим вещам несколько легковесно. Однако большинство все-таки осознают актуальность традиционных ценностей для общества.

    Исследование, проведенное в мае 2009 г., свидетельствует, что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет. 5% имели идеалы ранее, но потом разочаровались. Тот факт, что идеалы имеют 25% молодежи в возрасте 14-30 лет, отнюдь не означает, что у остальной молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, дело в том, что они не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели личности.

    Доля молодежи, имеющей идеал для подражания, сокращается с 31,5% в возрасте 14-17 лет до 23,1% в возрасте 2530 лет.

    Образом идеала чаще всего выступают родственники и друзья. Кумиры ими становятся не часто (см. рис. 5).

    Рисунок 5

    Кто выступает в качестве идеала для молодежи (нормированный показатель для 25% молодежи, у которой есть идеал,

    принятой за 100%)


    Идеалы из числа близких родственников это в основном мать, отец, реже - брат, сестра, муж, жена, бабушка, дедушка; из числа спортсменов - Аршавин, Буре, Рональдо, Кабаева, тайсон, Кличко, Дзю; из числа представителей шоу-бизнеса: Ксения Собчак, Дженифер Лопес, Перис Хилтон, Алла Пугачева, Клара Лучко, Ван Дамм, Витас, Мадонна, Тото Кутуньо, Дима Билан; из числа героев литературного произведения: князь Мышкин, Даниил Маковский, Дубровский; из числа героев фильмов: Исаев (Штирлиц), Рембо, Тарас Бульба, Робин Гуд, Павел Корчагин.

    Естественно, спортсмены, артисты, герои литературного произведения, художественного фильма - это временные идеалы, скорее кумиры, то есть «виртуальные» идеалы, символизирующие то, чего мечтает достичь юноша или девушка, но к чему способностей или возможностей у них недостаточно. В смысле устойчивых идеалов, влияющих на формирование жизненной траектории и поведения личности, можно говорить только в отношении родных, друзей, духовных наставников (в том числе преподавателей, учителей).


    Please publish modules in offcanvas position.