Интеллектуальное развитие беспризорных
Рисунок 28
Доля беспризорных юношей (мальчиков) и девушек (девочек), имеющих вредные для здоровья привычки, а также опыт половой жизни, %
Рисунок 29
Доля представителей различных возрастных групп беспризорных, имеющих вредные для здоровья привычки, а также опыт половой жизни, %
Если
говорить об интеллектуальном развитии беспризорных на основании посещения ими
школы, то ситуация покажется удовлетворительной: 95,4% из них школу посещали.
Кроме того, 3,1% учились в ПТУ. Не имеют никакого образования
1,5% беспризорных. Среди обучавшихся в школе окончили 1-3 класса - 19,7%, 4-6 классов - 37,8%, 7-9 классов - 37,9% беспризорных.
С 2002 г. ситуация с образованием беспризорных немного улучшилась (см. рис. 30).
Рисунок 30
В каком учебном заведении учились беспризорные, %
Доля обучавшихся в школе среди юношей (мальчиков) составляет 96,1%, девушек (девочек) - 93,9%. Среди первых обучались в ПТУ - 2,2%, среди вторых - 5,1%, нигде не обучавшихся среди первых - 1,7%, среди вторых - 1%.
Многие беспризорные в возрасте от 11 до 15 лет отстают от своих сверстников по уровню образования. 13% группы до 10 лет вообще нигде не обучались. Это не означает, что они неграмотные и не умеют читать, но в образовательные учреждения никогда не зачислялись (см. табл. 16).
Средний балл успеваемости беспризорных в школе был очень низким и составлял 2,7 балла, в частности, учились преимущественно на хорошо - 14,6% обучавшихся в школе, на удовлетворительно - 43,4%, на плохо - 42%. Такая успеваемость, точнее, неуспеваемость приводила к тому, что 65,1% обучавшихся в школе беспризорников имели конфликты с учителями. Кроме того, 52,6% конфликтовали с одноклассниками.
По состоянию на апрель 2009 г. беспризорные не посещали образовательное учреждение (в основном школу) в среднем
Таблица 16
Доля обучавшихся в школе или ПТУ среди представителей различных возрастных групп беспризорных, %
Где обучались |
Возраст |
|||
До 10 лет |
11-13 лет |
14-15 лет |
16-17 лет |
|
В школе: |
87,3 |
99,5 |
99,0 |
87,2 |
1-3 класса* |
94,5 |
28,6 |
3,0 |
1,7 |
4-6 классов |
5,5 |
64,3 |
39,7 |
11,2 |
7-9 классов или более |
0,0 |
7,1 |
57,3 |
87,1 |
Учились в ПТУ |
0,0 |
0,0 |
1,0 |
12,8 |
Нигде не учились |
12,7 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
Итого имеют образование более низкого уровня, чем соответствующее их возрасту |
12,7 |
28,6 |
42,7 |
12,9 |
^Примечание. Базу 100% для показателей в последующих трех строках составляют соответствующие данные в первой строке о посещавших школу.
Рисунок 31
Умеют ли читать представители различных возрастных групп беспризорных, %
в течение 10,5 месяцев. Этот показатель в 2004 г. был значительно выше - в среднем 16,2 месяцев. Естественно, по возрастным группам беспризорных длительность непосещения образовательного учреждения значительно различается. На апрель 2009 г. не посещали учебное заведение в возрасте до 10 лет -
в течение 5,6 месяцев, 11-13 лет - 10 месяцев, 14-15 лет - 10,8 месяцев, 16-17 лет - 13,8 месяцев.
В качестве дополнительного критерия интеллектуальных возможностей в ходе интервью был использован самый простой индикатор - умеют ли беспризорные читать. Оказалось, что среди беспризорных читают хорошо 65,6%, слабо - 31,9%, не умеют читать - 2,5%.
Велика доля не умеющих читать среди беспризорных детей в возрасте до 10 лет, однако и среди тех, кому 11-15 лет, также есть такие, кто не умеет читать (см. рис. 31).