Молодежь России: социологический портрет - Интеллектуальное развитие беспризорных

    Содержание материала

    Интеллектуальное развитие беспризорных

    Рисунок 28

    Доля беспризорных юношей (мальчиков) и девушек (девочек), имеющих вредные для здоровья привычки, а также опыт половой жизни, %

    Рисунок 29

    Доля представителей различных возрастных групп беспризорных, имеющих вредные для здоровья привычки, а также опыт половой жизни, %

    Если говорить об интеллектуальном развитии беспризорных на основании посещения ими школы, то ситуация покажется удовлетворительной: 95,4% из них школу посещали. Кроме того, 3,1% учились в ПТУ. Не имеют никакого образования

    1,5% беспризорных. Среди обучавшихся в школе окончили 1-3 класса - 19,7%, 4-6 классов - 37,8%, 7-9 классов - 37,9% беспризорных.

    С 2002 г. ситуация с образованием беспризорных немного улучшилась (см. рис. 30).

    Рисунок 30

    В каком учебном заведении учились беспризорные, %


    Доля обучавшихся в школе среди юношей (мальчиков) составляет 96,1%, девушек (девочек) - 93,9%. Среди первых обучались в ПТУ - 2,2%, среди вторых - 5,1%, нигде не обучавшихся среди первых - 1,7%, среди вторых - 1%.

    Многие беспризорные в возрасте от 11 до 15 лет отстают от своих сверстников по уровню образования. 13% группы до 10 лет вообще нигде не обучались. Это не означает, что они неграмотные и не умеют читать, но в образовательные учреждения никогда не зачислялись (см. табл. 16).

    Средний балл успеваемости беспризорных в школе был очень низким и составлял 2,7 балла, в частности, учились преимущественно на хорошо - 14,6% обучавшихся в школе, на удовлетворительно - 43,4%, на плохо - 42%. Такая успеваемость, точнее, неуспеваемость приводила к тому, что 65,1% обучавшихся в школе беспризорников имели конфликты с учителями. Кроме того, 52,6% конфликтовали с одноклассниками.

    По состоянию на апрель 2009 г. беспризорные не посещали образовательное учреждение (в основном школу) в среднем

    Таблица 16

    Доля обучавшихся в школе или ПТУ среди представителей различных возрастных групп беспризорных, %

    Где обучались

    Возраст

    До 10 лет

    11-13 лет

    14-15 лет

    16-17 лет

    В школе:

    87,3

    99,5

    99,0

    87,2

    1-3 класса*

    94,5

    28,6

    3,0

    1,7

    4-6 классов

    5,5

    64,3

    39,7

    11,2

    7-9 классов или более

    0,0

    7,1

    57,3

    87,1

    Учились в ПТУ

    0,0

    0,0

    1,0

    12,8

    Нигде не учились

    12,7

    0,5

    0,0

    0,0

    Итого имеют образование более низкого уровня, чем соответствующее их возрасту

    12,7

    28,6

    42,7

    12,9

    ^Примечание. Базу 100% для показателей в последующих трех строках составляют соответствующие данные в первой строке о посещавших школу.


    Рисунок 31

    Умеют ли читать представители различных возрастных групп беспризорных, %

    в течение 10,5 месяцев. Этот показатель в 2004 г. был значительно выше - в среднем 16,2 месяцев. Естественно, по возрастным группам беспризорных длительность непосещения образовательного учреждения значительно различается. На апрель 2009 г. не посещали учебное заведение в возрасте до 10 лет -

    в течение 5,6 месяцев, 11-13 лет - 10 месяцев, 14-15 лет - 10,8 месяцев, 16-17 лет - 13,8 месяцев.

    В качестве дополнительного критерия интеллектуальных возможностей в ходе интервью был использован самый простой индикатор - умеют ли беспризорные читать. Оказалось, что среди беспризорных читают хорошо 65,6%, слабо - 31,9%, не умеют читать - 2,5%.

    Велика доля не умеющих читать среди беспризорных детей в возрасте до 10 лет, однако и среди тех, кому 11-15 лет, также есть такие, кто не умеет читать (см. рис. 31).


    Please publish modules in offcanvas position.