Молодежь России: социологический портрет - Интерпретация структурной модели

    Содержание материала

    Интерпретация структурной модели.

    Общество: способ производства определяет характер распределительных отношений, а последние - вид оправдывающей их идеологии. Идеологией общественная пирамида завершается, и начинается социализация личности («с головы», стрелка —>). Идеология формирует мировосприятие личности. Включая идеалы и ценности, оно составляет мотивационную основу межличностной коммуникации в референтных группах (контактных или корпоративных). Характер коммуникации личности в референтных и нормативных группах интегрируется в некий образ жизни, в целом идентичный способу, каким личность потребляет.

    Личность: и далее начинается круговорот (стрелка — —»): способ, каким потребляет личность, определяет характер развития производства, тем самым стимулируя или тормозя развитие производительных сил; это развитие (или торможение) влияет на характер распределительных отношений, а последние - на содержание идеологии (в зависимости от того, какие распределительные отношения надо оправдать, хвалим то социализм, то капитализм). Этот круговорот - как белка в колесе, а точкой опоры (или «коленным валом»), вокруг которой все крутится, являются на уровне общества социальные институты, а на уровне личности референтные группы.

    Естественно, это упрощенная, статическая модель. Динамическая предполагает объемную форму с набором таких статических моделей в соответствии с числом социальных ролей, выполняемых личностью.

    Именно структурная модель, отображенная на рисунке 2, символично обозначена широкими стрелками вдоль диагонали прямоугольника на рисунке 1 как объект «круговорота» социализации индивида и самореализации личности.

    Что касается референтных групп, которые осуществляют «круговорот» пары личностьФФ общество, то они несут на себе отпечаток истории: в каждый исторический период референтные группы различаются, равно как различается и их число сообразно развитию социальных институтов. Развитие последних приводит к вариации форм (структуры) референтных групп. Возьмем хотя бы такой, по своей функции устойчивый социальный институт, как семья. На разных этапах истории она была племенная, родовая, полигамная, моногамная и т.д. Кроме функциональных различий, исторически различно и число групп, референтных для личности. По мере развития цивилизации личность входит во все большее число референтных групп, что порождает новую проблему, относящуюся к сфере коммуникации и формирования массового сознания молодежи при помощи СМИ.

    Но не только это осложняет процесс социализации молодежи. В общих теориях социализации, при выработке методов воспитания и формирования массового сознания молодежи, психологи чаще всего исходят из модели «одномерной личности». В социальной психологии используют модель дихотомической личности (Ты есть зеркало Я). В действительности же личность - многомерная, у нее столько естественных обликов, во скольких референтных группах она исполняет социальные роли. Эту «многоликость» личности при помощи аналоговой модели общества, в состав которого входят различные референтные группы (изображены разными геометрическими фигурами), можно изобразить так (см. рис. 3).

    Рисунок 3

    Многополярность социального облика личности


    На рисунке 3 изображена по социальному облику «пятиугольная» личность. Если референтных групп будет три, то она будет «треугольная» и т.д. Кроме исторических различий, референтные группы могут различаться и в «статическом» времени, например, производственный коллектив может быть рабочий, крестьянский, педагогический и др., конфессиональная группа - христианской, мусульманской, буддистской и др.

    Почему во взаимоотношениях поколений в процессе воспроизводства социальной структуры главными являются рас-

    пределительные отношения? Потому, что просто отношений между индивидами или группами нет. Отношения могут возникнуть лишь по поводу какой-то вещи, выраженной в предметной или вербальной форме в процессе присвоения, которое, в случае однонаправленности, ведет к конфликту, а в случае компромисса - к распределительным отношениям, воспринимаемым личностью как социально справедливые. Образно онтогенез этого процесса изображен на рисунке 4.

    Рисунок 4

    Аналоговая модель зарождения распределительных отношений (генерирования сознания)


    Интерпретация рисунка 4. Процесс труда есть одновременное отчуждение индивидом своего Я, т.е. идентификация воспринятой индивидом в своих ощущениях аморфно естест-

    венной потребности с некоторой вещью как внешней формой этой потребности. Попытка отчуждения продукта труда другим индивидом воспринимается первым как попытка лишить его своего Я, что вызывает у него возмущение, а у присваивающего - оправдание. На этой основе генерируется процесс взаимоотношения.

    Эмоционально возбужденное столкновение двух индивидов по поводу присвоения продукта как овеществленной формы потребности - «возмущение» с одной и «оправдание» с другой стороны - есть генератор сознания. Основной вывод: любые социальные отношения могут быть только овеществленными, т.е. какие бы индивиды, группы, социальные слои или классы ни были включены во взаимные отношения, между ними всегда находится овеществленный объект как предмет интереса конкурирующих или солидаризующихся сторон. Эти интересы всегда экономические и с позиции социологии генерируются по поводу принципов распределения, которые в общественной жизни вуалируются производственными отношениями, точнее, общественным разделением труда.

    Поэтому повторимся вновь: социологическое понятие «молодежь» есть производная от противоречия между поколениями, возникающего как результат усилий молодого поколения путем воспроизводства социальной структуры «вытеснить» экономически активное население из господствующих распределительных отношений.


    Please publish modules in offcanvas position.