Молодежь России: социологический портрет - Интерес молодежи к политике

    Содержание материала

    Интерес молодежи к политике

    меняется мало. Так, в 1999 г. доля молодежи, проявлявшей интерес, в той или иной степени, к политическим событиям, составляла 59,5%, а в 2009 г. - 61,6%. Причем в первом случае активный интерес к политике проявляли 12%, во втором - 9,7%. Приведенные показатели свидетельствуют, что устойчиво низкий интерес к политике - это возрастная специфика молодежи, в большей степени интересующейся культурой, спортом, а также уделяющей много времени образованию.

    По данным исследования, проведенного в 2009 г., доля следящих за политическими событиями с той или иной частотой составляет среди юношей 61,6%, среди девушек - 57,3%, в том числе доля интересующихся политическими событиями активно среди первых - 12,6%, вторых - 6,7%.

    Интерес к политике приходит с возрастом, когда благосостояние людей и их семей зависит от благоприятности и прочности занимаемого индивидом места в общественном разделении труда. Действительно, среди возрастной группы 31-50 лет интересуются политическими событиями в целом 78,2%, в том числе проявляют активный интерес - 40%, а среди возрастной группы старше 50 лет этот показатель составляет соответственно 91,4% и 43,5%. Эта тенденция начинает проявляться по мере включения молодежи в трудовую жизнь (см. рис. 4).

    Рисунок 4

    Доля молодежи, в целом проявляющей интерес к политическим событиям, в том числе - повышенный интерес, %


    Велика доля тех, кто регулярно следит за политическими событиями, среди молодых военных - 46,2% и молодой гуманитарной интеллигенции - 22,6%.

    Утверждать, что аполитичность современной молодежи носит тотальный характер, было бы неправильно. Более трети молодых россиян (34%) регулярно смотрят новости по телевидению, а еще 60% - иногда делают это. Каждый десятый (11%) живо интересуется аналитическими программами о современной политической и экономической жизни страны, а еще 51% эти программы смотрят эпизодически. Более четверти молодых россиян (28%) постоянно читают печатную периодику (газеты, журналы), а учитывая то, что многие черпают информацию из Интернета, становится очевидным, что современная молодежь в курсе того, что происходит в стране и за ее пределами. Другое дело, что у современной российской молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности. Это и учеба, и создание семьи, и выбор профессии, и многое другое, что, безусловно, в молодом возрасте представляется важным и необходимым.

    Снижение интереса к политике сопровождается отчетливо выраженной тенденцией деидеологизации как населения в целом, так и молодежи. Так, с 1997 по 2009 год сократилось число приверженцев всех основных идейно-политических течений современной России - «левых», «правых», «центристов», «национал-патриотов». В наибольшей степени в глазах молодежи потускнела идеология «центризма», претендующая на нахождение некоего синтеза, вбирающая в себя «все хорошее» и отбрасывающая «все плохое» других идеологических доктрин. И, напротив, с 41% в 1997 г. до 55% в 2009 г. выросло число тех, кто себя никак идеологически не идентифицирует.

    Среди старшего поколения фиксируются аналогичные изменения настроений, но не столь значительные. Так, здесь заметно меньше тех, кто политикой не интересуется и не отдает предпочтения никакому идейно-политическому течению (35%). В старших возрастных когортах достаточно широко представлены и «центристы», и «социалисты», и сторонники самостоятельного русского пути развития.


    Please publish modules in offcanvas position.